ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ устойчивого развития и управления Телецкой территорией и План действий на период 2009-2015 гг
Документ был подготовлен рабочей группой в составе:
- Некоммерческое Партнёрство «Орион»
- Алтайский государственный природный биосферный заповедник
- Некоммерческое Партнёрство «Совет Телецкого озера».
Использованные в документе аббревиатуры: АБТ - Алтайская биосферная территория
АБЗ – Алтайский биосферный заповедник
ТТ - Телецкая территория
ЭТ - Экологический туризм
АТТО – Ассоциация турфирм Телецкого озера
Введение
Данная Стратегия призвана обеспечить формирование механизма устойчивого развития и управления Телецкой территорией, включающей в себя Телецкое озеро и основной приток озера - долину реки Чулышман. Телецкое озеро, являющееся уникальным водоёмом Алтая и участком Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, всегда являлось объектом туристической деятельности человека.
История развития туризма на Телецком озере тесно связана с постоянным использованием его рекреационных, культурно-исторических, эстетических и природных ресурсов. Учитывая, что Телецкое озеро располагается не только вблизи особо охраняемой природной территории, но и является частью заповедного ядра Алтайского заповедника (сюда входит 52 % акватории озера), при этом, обе территории являются объектами Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, важно обеспечить долгосрочное сохранение природных комплексов и объектов, и развитие дружественного природе туризма (экологического туризма) как на Телецком озере, так и в прителецкой территории.
В отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к губительному истощению природных ресурсов. Именно экологический туризм, при правильной его организации, способен обеспечить соблюдение баланса всех природоохранных, экономических и социальных интересов территории.
Основным назначением данной Стратегии является объединение всех заинтересованных структур в организации устойчивого развития Телецкой территории, как безопасной основы сохранения целостности Телецкого озера и экономического развития прителецкой территории. Положения настоящей Стратегии призваны стать основой для развития устойчивого туризма на Телецкой территории посредством объединения усилий администрации заповедника и партнёров по соуправлению территорией и партнёров по турбизнесу, основанного на синергии между охраной природы и развития экологического туризма.
Данная Стратегия разработана в соответствии со Стратегией развития и управления объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Алтай – Золотые горы» и Планом действий на период до 2015 г. (Республика Алтай, 2009 г), а также Планом действий Алтайского биосферного заповедника на период 2009-2015 гг. Помимо этого, в написании данной Стратегии использованы следующие материалы: книга «Организация устойчивого жизнеобеспечения населения на особо охраняемых природных территориях: концептуальные основы и практическое руководство» (авторы: С.Н. Тарасов, А.Р. Григорян, 2009 г.), План территориального планирования Турочакского района Республики Алтай (2009 г), Стратегия развития и управления ООПТ РФ до 2015 г., проект «Развитие местных социально-экономических инициатив с использованием потенциала ООПТ и ЭкоНКО (Экоцентр «Заповедники», 2007 г). В подготовке данной Стратегии также использованы материалы, наработанные в рамках круглого стола по теме «Телецкое озеро – объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО (объединение усилий в сохранении и развитии)»,
20 марта 2009 г. 7-8 апреля 2009 года проведена конференция «Телецкая природная территория: партнёрство в целях устойчивого развития», в которой приняли участие 50 человек, в т.ч. числе представители органов законодательной, исполнительной власти и муниципальных образований Республики Алтай, руководители и сотрудники министерств Республики Алтай, государственных природных заповедников и природных парков, представители общественных организаций, бизнес-структур и общин КМН Алтая.
Организаторами круглого стола и конференции выступили: ПРООН/ГЭФ, Министерство природных ресурсов Республики Алтай, Государственное собрание Эл Курултай, Алтайский государственный природный заповедник», Некоммерческое Партнёрство «ОРИОН», Некоммерческое Партнёрство «Совет Телецкого озера», Горно-Алтайский государственный университет. Основными участниками реализации данной Стратегии являются: Некоммерческое партнёрство «Совет Телецкого озера», Алтайский биосферный заповедник, Артыбашское сельское поселение (Турочакский район), Администрация Балыкчинской сельской администрации (Улаганский район), туристические фирмы Телецкого озера и долины реки Чулышман. Учитывая, что Алтайский заповедник получил статус биосферного (26.05.2009), немаловажная роль в формировании Стратегии и дальнейшей её реализации отводится Алтайскому заповеднику, при этом заповедник должен положительно влиять на развитие всей Телецкой территории, обеспечивая эффективное соуправление.
Отличительные особенности Стратегии
Основным компонентами данной Стратегии являются:
1). Природоохранный компонент
2). Социально-экономический компонент
3). Этно-культурный и исторический компонент
4). Компонент управления территорией
Программа по обеспечению долгосрочной сохранности природных комплексов и объектов Телецкой территории
Природо-охранный компонент
Социально-экономический компонент
Программа содействия экологически ориентированному социально-экономическому развитию Телецкой территории
Стратегия Программа сохранения этно-культурного и исторического наследия территории
Этно-культурный и исторический компонент
Компонент управления территорией
Программа обеспечения объединения и взаимодействия всей деятельности на Телецкой территории
В процессе реализации данной Стратегии важно:
- постоянно выявлять и использовать весь имеющийся на Телецкой территории ресурсный потенциал с максимальным использованием реальных возможностей, которые уже имеются на местах
- опираться на собственные силы и возможности данной территории
- активно привлекать Координационные советы, созданные и работающие на данной территории (Общественные советы Алтайского заповедника, Совет Телецкого озера, научно-технический совет Алтайского заповедника, Координационный совет Алтайской биосферной территории, Координационный совет по управлению объектами ЮНЕСКО в Республике Алтай)
- развивать взаимовыгодные договорные отношения между участниками-партнёрами по реализации данной Стратегии
- обеспечивать развитие территории «шаг за шагом», с анализом каждого этапа Стратегии Реализация настоящей Стратегии должна обеспечить вклад туристской индустрии Телецкой территории в долгосрочное сохранение природных экосистем и объектов Телецкого озера и долины р. Чулышман, в создание условий для динамичного и устойчивого социально-экономического роста территории, в повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности и ассортимента туристских услуг, занятости и доходов местных жителей.
Ведущие участники процесса реализации Стратегии:
- Алтайский государственный природный биосферный заповедник
- Некоммерческое партнёрство «Совет Телецкого озера»
- Артыбашское сельское поселение (Турочакский район)
- Некоммерческое партнёрство «Орион»
- Администрация Балыкчинской сельской администрации
- Телецкое общество охотников и рыболовов
- Союз общин КМН Алтая Турочакского района
- Туристические фирмы Телецкого озера и долины реки Чулышман Объектом данной Стратегии выбрана территория, границы которой определены зонированием Алтайской биосферной территории, одобренной международным Советом ЮНЕСКО 26 мая 2009 года (Южная Корея).
В соответствии с зонированием Алтайской биосферной территории, в Телецкую территорию включается:
- Телецкое озеро и его водоохранная зона (заповедная часть акватории озера, входящая в состав заповедного ядра Алтайского заповедника, и незаповедная часть озера, являющаяся буферной (охранной) зоной Алтайского заповедника);
- Долина реки Чулышман (как основного притока Телецкого озера), являющаяся также буферной (охранной) зоной Алтайского заповедника. Утверждение буферной зоны позволяет усилить природоохранный контроль над Телецким озером как объектом ЮНЕСКО, а с другой стороны, даёт возможность обеспечивать жизнедеятельность местного населения, не ущемляя его интересов.
Главными функциями буферной зоны являются:
• поддержание равновесия природных экосистем бассейна Телецкого озера;
• соблюдение режима водоохранной зоны бассейна Телецкого озера;
• защита природных комплексов основной зоны резервата от влияния хозяйственной деятельности на прилегающей к нему территории.
• улучшение условий обитания редких видов, охраны редких и исчезающих видов флоры и фауны;
• развитие традиционных щадящих форм природопользования, в т.ч. с учётом законов коренных малочисленных народов Алтая
• усиление контроля над соблюдением на территории установленных норм и правил хозяйственной деятельности.
Анализ сильных и слабых сторон состояния Телецкой территории (SWOT-анализ) Табл. SWOT- анализ Преимущества (сильные стороны) Недостатки (слабые стороны) Возможности Угрозы Телецкое озеро – уникальный объект Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, следовательно, имеет значительный природно-экологический, историко-культурный, рекреационный потенциал. Не разработан механизм управления и контроля антропогенной деятельности. Загрязнение акватории и утилизация отходов. Взаимодействие и обмен опытом с зарубежными ООПТ. Растущая конкуренция среди туристских регионов Сибири, в т.ч. внутри Республики Алтай (Чемал, Аргут, Белуха). Возможность проведения семинаров и тематических конференций по природоохранной деятельности и экотуризму в непосредственной близости от ООПТ. Отсутствие регулирующего законодательства в сфере туризма на уровне РФ, региона, местном. Узнаваемость Телецкой территории на международном туристическом рынке. Риск снижения туристского потока и снижение платежеспособного спроса населения вследствие сокращения доходности основных отраслей экономики соседних регионов. Взаимодействие Заповедника и турфирм, находящихся на территории (буферной зоне), в развитии Телецкой территории. Недостаточная развитая туристская инфраструктура. Возросший интерес граждан (туристов) к историко-культурному наследию, этнографии Усиление выездного туризма в соседние регионы и заграницу в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами на них. Наличие координирующего органа по охране и развитию Телецкой природной территории – Некоммерческое партнерство «Совет Телецкого озера». Слабо развитая транспортная схема доставки туристов, как из-за рубежа, так и по внутренним линиям. Создание общественного экологического контроля. Увеличение антропогенной нагрузки на отдельный маршрут или туристический объект. Достаточно широкая известность и узнаваемость Телецкого озера и Республики Алтай, как рекреационного объекта. Отсутствие крупных туроператоров по внутреннему туризму, имеющих собственную инфраструктуру, собственный инвестиционный потенциал. Интеграция с другими экотуристическими зонами на территории Алтае-Саянского экорегиона. Увеличение шумового и других видов загрязнений на Телецком озере и в долине р. Чулышман Наличие высококвалифицированных (опытных) специалистов для создания новых экомаршрутов. Отсутствие плана развития туристических предприятий и их размещения. Развитие международного волонтёрского движения для организации природоохранной помощи (расчистка троп, обустройство маршрутов, уборка территорий и др.) Возможность сотрудничества и взаимодействия в реализации совместных проектов с другими ООПТ на территории Алтае-Саянского экорегиона.и природными фондами (WWF, ПРОООН). Наличие неорганизованного (дикого) туризма. Занятость населения в турстской индустрии, рост экономического благосостояния населения. Возможность проведения массовых мероприятий делового и развлекательного плана, т.е. организации событийного туризма. Несоответствие цены и качества услуг. Создание экологических поселений. Телецкая территория входит в буферную зону Алтайской биосферной территории. Отсутствие круглогодичного туризма. Привлечение иностранных и российских инвесторов для финансирования развития туристской инфраструктуры, в т.ч. грантовские программы. Алтайский биосферный резерват имеет огромный научный потенциал. Отсутствие организованных стоянок для маломерных судов и автомашин. Возросший интерес граждан к историко-культурному и природному наследию Телецкая территория уникальна по своей истории, этнографии. Недостаток контроля за судоходством. Возможность использования бренда ЮНЕСКО Слабое взаимодействие (заинтересованность) региональных (местных, республиканских) властей в процессе обсуждения (реализации) и обеспечению благоприятных условий для реализации данной стратегии. Отсутствие единой базы данных, информации в сети Интернет.
Основополагающим видом деятельности на Телецкой территории (там, где это разрешено) является туризм. Сравнивая слабые стороны туристической отрасли и возможности, имеющиеся на рынке туристических услуг, можно сделать вывод, что существующая система управления, законодательная база, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура туристической отрасли не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся на Телецкой территории.
Ориентиры стратегического развития туризма на Телецком территории как приоритетного направления бизнеса Сравнивая сильные стороны и возможности для туризма на Телецком озере, можно выделить основные виды туристических услуг, которые могут стать направлениями роста туриндустрии на озере. Развития традиционного туризма на заповедной территории не должно быть. Возможно только обеспечение эколого-просветительской деятельности на разрешённых Положением о заповеднике местах (эколого-просветительских маршрутах), при этом важно соблюсти обеспечение предельно допустимых нагрузок на заповедную территорию. Однако, с получением биосферного статуса и определения буферных (охранных) зон, именно буферные зоны могли бы стать местами развития туризма, причём экологического туризма, пропагандированного Алтайским заповедником.
Концепцию экотуризма можно представить в виде следующих базовых принципов:
1) минимизации негативного воздействия: природной и социокультурной совместимости как фундаментальное условие; контроля и участия со стороны местных общин; равноправного доступа к природным ресурсам; соблюдения предельно допустимых рекреационных нагрузок;
2) усиления и широкого охвата: создание финансовых, экономических и социально-культурных преимуществ для охраняемых территорий и местного населения;
3) повышения природоохранного, экологического и культурного сознания, включающего экологическое просвещение, уважение обычаев и традиционного уклада местных сообществ, обмен опытом.
Согласно А. В. Дроздову, можно выделить следующие функции экотуризма:
- обогащение туристов жизненно важными общекультурными и естественно-научными экологическими знаниями, в том числе в сфере личной и общественной экологической безопасности;
- эмоциональное оздоровление, избавление от «городского» стресса;
- социализация мировоззрения туристов путем формирования их экологической культуры, включающей новые, важные для устойчивого развития общества ценностные ориентации и поведение, адекватное экологическому императиву;
- формирование толерантного отношения к незнакомым прежде культурам и этносам, к их образу жизни и традициям, адаптированным к природной среде обитания;
- создание новых рабочих мест для местного населения; - стимулирование традиционных форм природопользования, производства экологически чистых продуктов питания;
- увеличение инвестиций как в инфраструктуру и сервис, так и в охрану природы;
- рост благосостояния местного населения и развитие специального образования, направленного на приобретение туристских и природоохранных профессий;
- развитие ремесел;
- совершенствование местного самоуправления.
Учитывая наличие особо охраняемой природной территории и необходимость обеспечения сохранности Телецкого озера и его бассейна, к ведущему виду туризма можно отнести эколого-познавательный туризм, ориентированный на сохранение природных комплексов и активное экологическое просвещение посетителей. К его подвиду можно отнести активный детско-юношеский эколого-познавательный туризм, начинающий несколько лет назад активно развиваться на Телецком озере. Большой потенциал развития на Телецком озере имеет деловой туризм. Развитию делового туризма может способствовать открытие выставочных залов и наличие конференц-залов, улучшение качества дорог, транспортных средств, связи и инфраструктуры. Наличие значительного историко-культурного потенциала в сочетании с возрастающим интересом к истории и культурному наследию и высоким платежеспособным спросом позволяют развивать историко-культурный туризм. Государственная поддержка историко-культурных объектов (в части их реставрации) и привлечение частного капитала в создание соответствующей инфраструктуры, а также проведение фестивалей, ярмарок, конференций фольклорных мероприятий, использующих природный и культурный потенциал региона, позволят повысить привлекательность историко-культурного туризма. И здесь вкупе с историко-культурным туризмом имеет место развитие событийного туризма, связанного с традиционно проводимыми мероприятиями на Телецком озере (Яблочный спас, Снежное ралли, Телецкий водный праздник и др.). Большой потенциал роста имеет спортивный туризм и особенно зимний спортивный туризм, связанный с созданием специальных спортивных сооружений (катков, лыжных трасс, трамплинов и др.) Природные условия с длительной и снежной зимой, ландшафтными возможностями в сочетании со стабильным платежеспособным спросом населения позволяют рассчитывать на рост спортивного туризма на Телецком озере. Не меньший потенциал роста имеет сельский (агротуризм) и паломнический туризм. Данные виды туризма в основном носят неорганизованный характер и в меньшей степени нуждаются в сервисе и инфраструктуре высокого качества (гостиницы, кафе и рестораны, средства связи и транспортные услуги). Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что основной задачей для развития экотуризма на Телецкой природной территории необходимо грамотно выбрать категории возможных туристов, наиболее точно определить спрос и создать экотур, наиболее удовлетворяющий желаниям туристов. При формировании экотура возможны два варианта работы с туристами: реализация заказных туров; реализация инклюзив-туров. При продаже заказных туров формирование программы и комплектование услуг производятся по желанию и при непосредственном участии туристов. Им предлагают на выбор разные варианты обслуживания в предлагаемом им месте отдыха. Инклюзив-тур – это тур с жестким заранее спланированным (до контакта с клиентом) набором услуг, сориентированным на определенный вид отдыха или туризма, а также на социальный класс туристов и их возраст. Особенности такого тура – единая для всех программа, четко увязанная со сроками и графиком путешествия. В целом комплексная программа стоит дешевле, чем набор услуг, покупаемых отдельно.
Сравнивая сильные стороны и возможности для экотуризма на Телецкой природной территории, основываясь также на проведенном анализе можно выделить основные категории экотуров:
1. Научный туризм – будет нацелен на два вида категории туристов. Первый вид подразумевает создание научных туров; полевые практики для волонтеров, студентов; совместные исследования, экспедиции. Как правило, данный вид экотуров нацелен на группы, имеющие определенные цели приезда, но для которых также важную роль играют и высокий перечень услуг по проведению досуга (инклюзив-тур). Второй вид данной категории экотуров на высокоспециализированных (научных) туристов, для которых определяющим фактором является высокое биоразнообразие, наличие определенных видов или объектов, возможность для проведения исследований (заказной тур). Визуальная привлекательность ландшафта, комфортность инфраструктуры играет второстепенную роль. Данный вид туристов является наиболее предпочтительным для многих охраняемых территорий, но он не обеспечивает высокую занятость населения и доход турфирм и ООПТ.
2. Познавательный туризм – «классические» познавательные туры, основаны на наблюдении за редкими видами животных, растений, чтобы получить общее представление о местной природе. Познавательный туризм также будет направлен на несколько категорий туристов: организованные группы экотуристов, местное население, бизнесмены. Для бизнесменов и местного населения (их гостей) рентабельнее проводить однодневные экскурсии в виду малого количества свободного времени. Но данный вид экскурсий должен различаться направленностью. Если для местного населения и/или их гостей основной целью посещения является познавательный отдых (инклюзив тур), то для бизнесменов (делового туризма) – отдых в красивых местах вдали от толп и городской суеты (заказной тур). Также различается и ценовая политика. Деловой туризм обладает низкой чувствительностью к ценам. Третья категория – организованные группы экотуристов (инклюзив - тур).
3. Приключенческий туризм – определяющую роль играет возможность активного времяпрепровождения и красота ландшафтов (заказные, инклюзив–туры). Немаловажное значение имеют также степень удаленности района проведения тура, удобство подъезда и, соответственно, стоимость (заброски). Уровень комфортабельности условий проживания не играет существенной роли. Данная категория является наиболее прибыльной. Так как рассчитана не только на летний период, но и на зимний, что позволит обеспечить приток туристов круглый год. Создание катков, лыжных трасс и т.д., природные условия с длинной и снежно зимой позволяют рассчитывать на рост спроса туристического предложения в зимний период.
4. Детские (подростковые, студенческие) программы – летние, зимние эколагеря, «приключенческие» программы (инклюзив-туры). Широкая информационная поддержка, продуманность спектра предоставляемых услуг позволит данной категории занять одну из лидирующих позиций.
5. Историко-культурный туризм – наличие значительного историко – культурного потенциала в сочетании с возрастающим интересом к истории и культурному наследию при правильной маркетинговой политике может стать одной из наиболее перспективных категорий экотуризма. На сопредельных с заповедником территориях (в буферной зоне и зонах сотрудничества), являющихся традиционными районами промысловой охоты, возможно развитие охотничьего туризма и спортивного рыболовства. Практика других ООПТ показывает, что организация такого туризма способствует усилению охраны территории, отвлечения потенциальных браконьеров от заповедного ядра ООПТ. Однако т.н. охотничий туризм должен быть контролируемым, культурным и научно-обоснованным.
Значительно облегчает задачу продвижения экотуристического продукта Телецкой территории на рынке туристических услуг уже достаточная узнаваемость Телецкого озера и долины Чулышман как рекреационных объектов. Однако создание единого бренда Телецкой природной территории позволит сделать более узнаваемой данную территорию.
Реализация настоящей Стратегии должна обеспечить вклад туристской индустрии Телецкой территории в решение следующих задач:
- долгосрочное сохранение природных экосистем и объектов Телецкого озера и долины р. Чулышман;
- создание условий для динамичного и устойчивого социально-экономического роста территории. Для этого за счет высоких темпов роста туристская индустрия должна обеспечить свой вклад в дополнительный прирост темпов экономического развития;
- повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов местных жителей.
Стратегия Целевая основа Стратегии
Основной целью данной Стратегии является создание механизма устойчивого развития и управления Телецкой территорией на основе формирования партнёрских отношений в вопросах рационального природопользования и социально-экономического роста. Основными целями и задачами устойчивого развития и управления Телецкой территорией на указанный период являются следующие.
1. Объединение и взаимодействие всех структур и организаций, ведущих свою деятельность на Телецкой территории
2. Обеспечение долгосрочной сохранности природных комплексов и объектов Телецкой территории, включённой в природное наследие ЮНЕСКО
3. Интеграция деятельности Алтайского заповедника в социально-экономическое развитие Турочакского и Улаганского районов посредством вовлечения местного населения в развитие природосберегающих форм экономической активности, в том числе экологического туризма.
4. Сохранение археологических памятников и культовых объектов Телецкой территории и поддержка коренного населения в вопросах возрождения, сохранения и развития этно-культурного наследия.
При разработке Стратегии учтены принципы внедрения программ устойчивого жизнеобеспечения, что позволит вовлекать местных жителей Телецкой территории в использовании выгод от существования вблизи ООПТ (Алтайского заповедника), а именно:
- дают возможность выращивать и продавать по более высоким ценам натуральные (экологически чистые) сельскохозяйственные продукты
- с ограничениями, но пользоваться дарами леса (ягода, орех, грибы), которые за счёт экологической чистоты также имеют более высокую цену
- предоставляют возможность заниматься популярным во всём мире гостевым бизнесом, используя для этого сельские дома, личный транспорт, поварские навыки, возможности стать гидом и мн.др.
- художественно одарённым людям позволяют раскрыть свои таланты при изготовлении популярных у туристов сувениров и изделий традиционных промыслов и ремёсел
- ненавязчиво воспитывают бережное отношение к природе и гордость за культурные традиции.
Выгоды получают также:
- местные власти, которым предлагается новая форма решения вопросов роста занятости местного населения и социально-экономического развития территории;
- потенциальных инвесторов, которым предоставляются особо благоприятные возможности получать в аренду участки для развития разнообразных видов предпринимательства в сфере обслуживания посетителей;
- туристические фирмы, для которых предоставляется возможность расширить сферу своего бизнеса, привлекая непосредственно на ООПТ и сельские территории туристов;
- страховые компании, которые расширяют сферу своей деятельности, осуществляя защиту от различных рисков на ООПТ;
- другие предприятия и организации, прямо или косвенно получающие выгоду от уникальных возможностей ООПТ и сельских территорий.
Особая привлекательность природных и историко-культурных объектов Телецкой территории создаёт благоприятную основу для развития здесь туризма, рекреации и тесно связанных с ними сферами обслуживания, прикладного экологического и культурного просвещения посетителей. Эти виды деятельности должны обеспечивать основной рост доходов как для самой ООПТ, так и для улучшения условий жизни местного населения.
- максимальное развитие разнообразных видов туризма, совместимых с природоохранной деятельностью и этическими нормами
- привлечение организаций-партнёров из сферы туриндустрии для разработки, тестирования и продвижения ими на рынок турпродукта территории
- сосредоточение усилий администрации ООПТ на вопросах регулирования туризма и отдыха путём мониторинга и заключения с турфирмами договоров, обеспечивающих не только участие в прибылях, но и их строгую ответственность за превышение установленных антропогенных нагрузок и иные нарушения природоохранного режима
- создание администрацией ООПТ, местными администрациями и их партнёрами благоприятных условий для максимального вовлечения местного населения в сферу приёма и обслуживания посетителей.
Основными целями и задачами развития и управления Телецкой территорией на указанный период являются следующие.
Цель 1. Объединение и взаимодействие всех структур и организаций, ведущих свою деятельность на Телецкой территории Для достижения данной цели необходимо формировать партнёрство в решении природоохранных проблем и социально-экономических задач, связанных с состоянием и развитием Телецкой территории. Обеспечение деятельности НП «Совет Телецкого озера» Обеспечение деятельности на Телецкой территории Координационного Совета АБТ и Совета по управлению объектами ЮНЕСКО в РА Создание Ассоциации турфирм Телецкого озера (АТТО) с целью координации туристической деятельности Принятие Хартии АТТО об экотуризме Принятие Концепции развития экотуризма на Телецкой территории АТТО, согласно положениям данной Стратегии Разработка и утверждение Положения о буферной зоне АБЗ, регламентирующей природопользование и туристическую деятельность на Телецкой территории Разработка Стратегии научных исследований и природоохранной политики развития Телецкой территории и научная координация исследований бассейна Телецкого озера Определение Стратегии развития детско-юношеского туризма на озере Выработка соглашений, системы взаимодействия с правительственными (государственными) органами Разработка единой торговой марки Телецкого озера
Цель 2. Обеспечение долгосрочной сохранности природных комплексов и объектов Телецкой территории
Цель 2.1. Создание дружественной природе туристской инфраструктуры на Телецкой территории Создание сети визит-центров и визит-пунктов, их информационное обеспечение Модернизация существующих и создание новых музеев Оборудование экотроп и смотровых площадок Развитие гостиничной инфраструктуры Модернизация имеющейся туристической инфраструктуры Развитие экологических поселений как модельных территорий устойчивого развития
Цель 2.2. Обеспечение природоохранной деятельности на Телецкой территории Обеспечение действенной охраны территорий охранных зон Алтайского заповедника – Телецкого озера и долины р. Чулышман Снижение уровня угроз от лесных пожаров на прибрежной территории Разработка и внедрение системы действенного контроля туристической деятельности на территории Телецкого озера Разработка и внедрение общей системы мониторинга состояния сохранности территорий и угроз Повышение природоохранного статуса и обеспечение охраны Телецкого озера Определение допустимых рекреационных нагрузок и мониторинг воздействий Разработка рекомендаций и определение путей минимизации негативных воздействий Разработка и проведение природоохранных мероприятий в местах посещения туристами Вовлечение АТТО в природоохранную деятельность Решение проблемы утилизации ТБО на Телецкой территории
Цель 2.3. Обеспечение условий для развития альтернативной деятельности на Телецкой территории Организация и проведение анкетирования среди туристов по выявлению интересов и предпочтений туристов в сфере туристского обслуживания Организация альтернативных видов деятельности на Телецкой территории Разработка и производство сувенирной продукции Развитие сельского зелёного туризма Организация ярмарок-фестивалей и рынков сбыта
Цель 2.4. Вовлечение местных администраций и регионального бизнеса к обеспечению устойчивого развития Телецкой территории Организация обмена опытом с зарубежными коллегами Привлечение внимания и помощи регионального бизнеса и администрации к решению проблем устойчивого развития территории, привлечение инвестиций Проведение экологических конкурсов для местных властей и турбаз
Цель 2.5. Налаживание всесторонней и разнообразной работы с посетителями Телецкой территории с привлечением местного сообщества, популяризация дружественного природе бизнеса Взаимодействие Алтайского заповедника с турфирмами и туроператорами Телецкой территории Разработка и издание видео-, печатной и сувенирной продукции для посетителей Проведение мастер-классов и семинаров по обучению местных жителей Создание ежегодной обучающей школы гидов-экскурсоводов Разработка и внедрение этно-эколого-просветительской программы Использование единой торговой марки Телецкого озера Распространение информации о туристических услугах и товарах Проведение конкурса на выявление экологического соответствия турбизнеса
Цель 3. Социально-экономическое развитие Телецкой территории посредством вовлечения местного населения в развитие природосберегающих форм экономической активности, в том числе экологического туризма. Разработка проектов, бизнес-планов и механизмов по обеспечению устойчивого развития территорий Создание условий для проведения научных экспериментов и исследований Создание научных туров Разработка экомаршрутов Разработка активных туров Создание стационарных и временных эколагерей Поиск источников инвестирования сельского зеленого туризма Развитие событийного туризма Развитие охотничьего туризма и спортивного рыболовства
Цель 4. Сохранение археологических памятников и культовых объектов Телецкой территории и поддержка коренного населения в вопросах возрождения, сохранения и развития этно-культурного наследия Для достижения данной цели будет организована и проведена полная инвентаризация историко-культурных комплексов и объектов, расположенных на всей Телецкой территории и разработаны практические рекомендации по их охране.
В реализации всех управленческих задач программы будет вовлечены: Агентство по культурно-историческому наследию Республики Алтай, институт альтаистики Республики Алтай, общины коренных малочисленных народов Алтая, проживающие на территории Турочакского и Улаганского районов и другие заинтересованные стороны.
Мероприятия по сохранению объектов историко-культурного наследия предполагают: - применение мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия
- разработка разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах проведения хозяйственных работ
- проведение мероприятий по обеспечению физической сохранности объектов культурного наследия – ремонтно-реставрационных, научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ и др.
- согласование проектирования и проведения работ с органами охраны объектов культурного наследия
Цель 4.1. Придание территории статуса Всемирного природно-культурного наследия ЮНЕСКО Охрана объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории. Разработка рекомендаций по охране конкретных историко-культурных объектов на основе научных исследований и результатов мониторинга, их внедрение. Развитие этнографического туризма на территориях Турочакского и Улаганского районов. Поддержка коренного населения в вопросах возрождения, сохранения и развития культурного наследия территории Организационные принципы реализации Стратегии Координация выполнения настоящей Стратегии должна осуществляться Координационным Советом с включением в его состав представителей заинтересованных организаций, прежде всего, Министерства природных ресурсов Республики Алтай, всех участков объекта «Алтай – Золотые горы» (Алтайского и Катунского заповедников, природных парков «Белуха и «Зона покоя Укок»), а также приглашенных экспертов. Механизм реализации Стратегии Основным инструментом реализации настоящей Стратегии является План действий. План действий определяет конкретные мероприятия, необходимые для реализации задач Стратегии по ключевым направлениям с указанием ведомств и организаций, ответственных за выполнение этих мероприятий, а также примерные сроки их выполнения.
Наиболее важными механизмами реализации Стратегии являются следующие:
• Правовой: Утверждение Стратегии и основанного на ней Плана действий на региональном уровне с участием представителей органов власти и общественности Турочакского и Улаганского районов; Утверждение Положения о буферной зоне Алтайского биосферного заповедника на региональном и федеральном уровнях; Создание координирующей системы управления Телецкой территорией для повышения эффективности деятельности по сохранению и устойчивому развитию территории общемировой ценности; Утверждение культурной номинации объекта ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая»
• Финансово-экономический: Достижение решения поставленных задач за счёт бюджетного и внебюджетного финансирования заповедника и муниципальных образований, а также собственных доходов турбизнеса; Обеспечение возможности увеличения внутренних и внешних инвестиций для развития устойчивого бизнеса на Телецком озере
• Управленческий: Создание системы Координационных и Общественных советов по управлению Телецкой территорией с участием представителей органов власти и общественности, и других заинтересованных организаций и экспертов Обеспечение взаимодействия различных организаций, координация их действий, планирование и реализация совместных мероприятий.
• Просветительский: Повышение природоохранного, экологического и культурного сознания посредством организации постоянной эколого-просветительской работы с посетителями и жителями Телецкой территории; Пропаганда экологических знаний, формирование общественного мнения и привлечение общественности к реализации конкретных мероприятий по сохранению территории общемировой ценности.
Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии позволит:
• обеспечить сохранение общемировой ценности Телецкой территории, - территории Всемирного наследия «Алтай – Золотые горы»;
• организовать эффективную охрану Телецкой территории для сохранения в естественном состоянии ключевых экосистем, биологического и ландшафтного разнообразия, а также историко-культурного наследия;
• создать систему
• создать соответствующую поставленным задачам туристическую инфраструктуру на Телецкой территории
• обеспечить на регулярной основе мониторинг состояния Телецкой территории для получения своевременной информации об угрозах и возможности их предотвращения;
• обеспечить широкое информирование общественности об общемировой ценности Телецкой территории и пропаганды экологических знаний;
• создать условия на Телецкой территории для развития экологического туризма с целью неистощительного использования природных ресурсов, сохранения природно-культурных комплексов и поддержки местной экономики;
• повышение доходов и занятости малообеспеченных слоёв местного населения при соблюдении природоохранных ограничений • привлечение местного населения и других заинтересованных сторон к гласному и справедливому распределению доходов от использования природных ресурсов
А также:
- максимальное вовлечение самого населения и всех заинтересованных сторон в решение вопросов социально-экономического развития и получения доходов путём регулируемой хозяйственной деятельности вокруг заповедника
- демонстрация примеров устойчивого экологически неистощительного социально-экономического развития, ориентированного на максимальное использование всех имеющихся ресурсов
- расширение социально-экономических возможностей и более оптимальное использование ресурсов (капиталов)
- внедрение в сельской местности поддерживающих программ и финансовых механизмов, ориентированных, прежде всего, на развитие малого и семейного сельского предпринимательства
- внедрение механизмов разрешения открытых конфликтов в сфере природопользования, распределения ограниченных ресурсов и получения от них доходов
- демонстрация примеров экологизации турбизнеса, производства и природопользования с минимальным антропогенным воздействием
- повышение инвестиционной привлекательности Телецкой территории как составляющей биосферного резервата
- возможность воспроизводства (тиражирования) успешных микропроектов
- широкая пропаганда через СМИ устойчивого развития на конкретных примерах сотрудничества с местным населением.