19 июня во время совместной работы Межрегиональной научно-практической конференции «Россия и Алтай: историческое и культурное единство» и Алтайского клуба был принят проект "Духовно-экологической хартии Алтая". Проект рекомендован для обсуждения.
Духовно-экологическая хартия Алтая
Алтай, его горы занимают особое место в Сибири, России и мире не только как самая высокая часть горного региона за Уралом, но и как центр Евразийского материка, а главное, как средоточие биологического, этнокультурного и духовного многообразия, выражающегося в великом уважении и почтении к сакральному и священному Хан-Алтаю, прародине многих тюркских и иных народов. Здесь наиболее ярко проявилось разумное и ответственное единение человека и природы, мировоззренческое отношение к ней как живому и чувствительному организму, как основе здорового и образованного общества.
В условиях техногенно-потребительского отношения к природе, глобальной экологической и культурной катастрофы, Алтай может и должен стать землей с чистый нравственным потенциалом. Алтай призван служить духовному преображению человеческой души, закладывая и укрепляя в ней доброе начало, Закономерно то, что человек, хоть один раз побывавший на Алтае, почувствует внутреннюю потребность вернуться сюда вновь и вновь, поскольку Алтай пока остается местом этнической стабильности и точкой притяжения для тысячи людей из разных районов Земли, едущих сюда решить сложные личные проблемы, обрести прочные жизненные устои и спокойствие, отвлекающие от бренной и суетной действительности. Многие едут сюда в поисках своих исторических и духовных корней. Алтай сегодня – это мирный собор различных народов, что отличает его от других полиэтнических горных территорий мира, где не прекращаются межнациональные и вооруженные конфликты. Многие этнографы, путешественники и историки, посвятившие свои исследования этому горному краю, отмечали мирный характер алтайцев, которые никогда ни на кого не нападали, а только защищали себя, спасаясь от неприятеля в горах. В то же время алтайские горные системы служили своеобразным заповедником-убежищем и для народностей, скрывающихся от истребления, угона и преследования. Они в горах Алтая находили покровительство и защиту.
По общему признанию, Алтай являлся духовной святыней, сакральным местом и храмом для всех населяющих его этносов. Горы Алтая – его сердце, а сам Алтай – географическая ось и символ Евразии. А геополитическое положение Алтая — ключевая база евразийского сотрудничества и туризма. Алтай прекрасен, несравним и гармоничен во все времена года, но природно-эстетическая красота и уникальность трехглавой величественной Белухи, суровых Чуйских хребтов, древнего Укока с археологическими памятниками и неповторимой растительностью, Телецкого озера, красивейшего Чолушманского каньона с Кату-Ярыком, знаменитейшего Чуйского тракга, бурлящей Катуни и других известных природных и культурных мест, производят потрясающее впечатление. Включение ряда объектов в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО – свидетельство признания мировой общественностью исключительного значения Алтая на Земле.
Кроме того, по ряду объективных параметров Алтай претендует стать моделью нового духовно-экологического и ноосферного развития человечества, эталоном гармонического взаимодействия человека и природной среды, сохранения и приумножения историко-культурного наследия и духовных ценностей, Мы все сообща обязаны противостоять интересам правящей элиты, олигархов, воровитых бизнесменов и транснациональных корпораций, хищнически эксплуатирующих наше национальное богатство, закрепленного в Конституции Российской Федерации, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Борьба за сохранение Алтая для будущего и формирование системы основополагающих нравственно-гуманистических, культурных и экологических ценностей должна стать важнейшим и всеобщим делом нынешнего поколения. В этих условиях предлагается настоящая Хартия (манифест), основанной на следующих главных принципах (положениях):
1. Отношение к Алтаю в целом, Горному Алтаю в особенности, должно быть уважительное и бережное, как духовной святыне, природному Храму для всех народов, как населяющих его, так и других. Сохранение и преумножение этой священной Земли — святая цель нынешнего и будущего поколений, Будущее Алтая зависит от каждого из нас.
2. Во исполнение названной высокой цели предстоят совместные и последовательные действия против технократического и потребительского использования природных ресурсов, разворачивание крупных промышленных производств и любой хозяйственной деятельности, ведущих к деградации и истощению природы, сужению среды обитания и мест традиционного природоиспользования коренного населения и причиняющих ущерб его здоровью.
3. Осознавая, что в обществе начинают господствовать низкие страсти и материальные интересы над высокими идеалами и ценностями, возникает необходимость искать опору в горах Алтая, как источника придающего силу телу и душе человека.
4. Общеевразийскими и национальными духовными ценностями народов Алтая, находящимися свое отражение в их особом мировоззрении, являются:
- соблюдение нравственно-правовых норм;
- ненасилие;
- нестяжательство;
- благоговение перед красотой родной земли, природными и культурными святынями;
- защиты и приумножения исторических традиций, обычаев и традиционного хозяйство-вания;
- воспрепятствование идеологии агрессивного индивидуализма, политического диктата и техногенно-потребительского покорения природы в интересах правящей элиты, собственных и иностранных корпораций и ассоциаций;
- признание и поддержка конституционных прав горных жителей на здоровую среду обитания, материальное благополучие, достойную жизнь и приобщенность к культурным достижениям человечества;
- сохранение и защита священных и сакральных мест, объектов всемирного природного наследия, естественных источников, животного и растительного мира;
- уважение и поддержка всех видов религии, почитание представителей старшего поколения:
5. Принимая во внимание наши традиционные ценности, любая хозяйственно-экономическая деятельность не должна наносить ущерба природе Алтая и здоровью его населения. Экономика не цель человеческого бытия, а средство гармоничного воспроизводства человеческой и природной силы и красоты, а экологизация любой хозяйственной деятельности и применение нетрадиционной энергетики — оптимальное и безопасное развитие алтайского региона.
6. Алтай имеет все признаки и объективные условия для того, чтобы стать моделью новой духовно-экологической и ноосферной цивилизации человечества в ХХI веке, что признается российской и мировой общественностью. Такое назначение Алтая подлежит всемерной политической, научной, информационной и технической поддержке. Особо будет поддерживаться проекты и действия, направленные на сохранение этнокультурного и биологического разнообразия горных территорий через стратегию устойчивого развития.
7. Создание международных, российских, региональных и неправительственных общественных объединений, заинтересованных в комплексном духовно-экологическом и ноосферном развитии Республики Алтай и Алтайского края и, в целом, евразийского континента.
8. Важнейшей задачей рассматривать охрану исторических памятников, духовных и культурных ценностей. Приобщить к этим национальным сокровищам молодое поколение во имя воспитания чувства гордости и патриотизма за свою Родину, где каждый даже самый малочисленный народ Алтая должен восприниматься как необходимая и незаменимая ветвь на общем древе всероссийского братства.
9. Считать недопустимым использование фактов истории для решения сегодняшних политических проблем в национальных отношениях, отдавая превосходство одному народу перед другим, одного соока перед другим, использование их как средство мести за мнимые и подлинные исторические обиды. Из чистых родников Алтая все жители должны пить живую и вечную воду духовного единства и дружбы.
10. Обеспечение полноправия женщин и всемерная поддержка материнства, рост народонаселения — есть залог стабильности социальных и гражданских институтов и неугасимого тепла семейных очагов. Добиваться повышения роли женщин во всех сферах жизни населения Алтая, а также укрепление физического и морального здоровья тех, кому создано жить и работать в наступающем новом столетии. Здоровые и талантливые дети – главное богатство Алтая и России.
11. Решение важных и различных задач духовно-экологического воспитания людей, обеспечение их конституционных прав на благоприятную окружающую среду, возмещению ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим нарушением не могут быть реализованы без развития и совершенствования природоохранного законодательства, поэтому необходимо разработать и принять ряд первоочередных законов, перечень которых представлены законодательным органам субъектов Российской Федерации Алтайского региона.
Алтайское единение народов является частью общеевразийского, российского и мирового духовно-экологического и ноосферного движения, общим лозунгом которого являются: «Чистая природа, расширяющая духовность и культура — условия общего выживания и преуспевания народов в ХХ1 веке!», Вперед к духовно-экологической цивилизации.
Автор:
Д,И. Табаев, д.ю.н., профессор,
Заслуженный юрист РФ,
Действительный член РАЕН.
Источник новости