ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВА
Далеко не каждый отправится в Париж в семнадцать лет. Для подобного шага в юности недостаточно просто мечты, нужен еще и характер. Музыка ли позвала Кристину Зубину в город, где искусство и мода так привлекательно и надежно сосуществуют, или желание попытать свои молодые силы – теперь, кажется, уже не суть важно. Третий год она открывает свой Париж, возвращаясь на Алтай в Новый год и летом… До Парижа были дипломы: по классу фортепиано – музыкальной школы Яйлю и по классу фортепиано и флейты – горно-алтайской ДМШ №1.
Еще серебряная медаль по окончании РКЛ. «Я люблю музыку, я не представляю себя без музыки. Фактически без нее и не помню себя. Важно верить в себя и не сдаваться, как бы банально это не звучало...» - вот вам слова Кристины, сказанные три года назад в интервью «Постскриптуму» после ее персонального концерта.
На ветер они не были брошены. Вера в себя, к счастью, не покидает ее и теперь, когда она учится в Ecole Normale de Musique. Консерватория, расположенная в самом сердце Парижа, сохраняет свою репутацию за качество обучения и имеет «высокое одобрение Министерства народного просвещения и изящных искусств»…
— Кристина, и все-таки - как дорога «легла» в Париж?
— Думаю, каждый человек в большей или меньшей степени верит в судьбу. Кажется, что все решения принимаем мы сами, но потом, оглядываясь назад, почему-то видим во всем «перст судьбы». Честно говоря, сейчас я уже плохо помню, почему именно Париж меня так сильно привлек. Наверное, из-за того, что я многое слышала о французской флейтовой школе и о профессоре, который, по рассказам, был настоящей легендой. Совершенно нечаянно, на одном флейтовом форуме, я наткнулась на девочку, которая когда-то училась у Арто (так зовут моего профессора). Она дала мне его электронный адрес и убедила в том, что это добрейшей души человек и написать ему не только можно, но и нужно. Я написала. Письмо выглядело примерно так: «Возьмите меня к себе. Кристина». Не знаю, как часто ему приходят подобные письма, но ответ я получила. Арто предложил мне показать ему свои записи, а дальше «он подумает». Чуть позже, когда записи были уже отправлены, мне пришел ответ: «ладно, беру». Вот так я сюда и попала. Родителей моими планами шокировать не удалось. Они уже привыкли к тому, что я постоянно собиралась поступать то в Гарвард, то в Кембридж.
— У вас не было сомнений, что профессионально вы будете связаны с музыкой, и только с нею?
— Начиная с детства передо мной всегда стоял выбор. Учеба мне давалась легко, но и в музыке тоже многое получалось. Поступив в Париж, я решила, что стоит остановиться на музыке. Сейчас не жалею. Честно говоря, раньше мечты были разные. Я хотела быть дипломатом, юристом, экономистом, математиком… Словом, амбициозная девочка. Но сейчас уже нет такого пыла, как раньше. Все усилия направлены в русло музыки, а там есть, где «разгуляться».
— Расскажите о ENMP.
— ENMP – очень интересная консерватория. Прежде всего, она необычна своей многонациональностью – здесь японцы, китайцы, американцы, немцы, русские… У нас есть все! Еще интересно подбирают преподавателей. Как известно, Россия славится пианистами и скрипачами достаточно высокого уровня. Учитывая это, преподавательский состав фортепианного и скрипичного отделений состоит преимущественно из русских преподавателей. По такому же принципу флейту преподают педагоги французской школы, большинство из которых заканчивали Парижскую Национальную консерваторию. Любимые преподаватели? Пожалуй, все. Не могу сказать, что на какой-то дисциплине мне было бы скучно. Каждый преподаватель старается заинтересовать и «зажечь» ученика. Конечно, у всех получается по-разному, но тут можно выделить лишь лучших. К примеру, чтение с листа у меня преподает женщина, которой уже за 60 лет. Но даже в таком возрасте она прыгает и бегает по классу с такими горящими глазами, что можно лишь позавидовать её энтузиазму и жизнерадостности. После её уроков я обычно хожу и улыбаюсь весь вечер. Как такого человека не записать в любимые преподаватели! Так же могу сказать и про моего профессора. Кажется, что у него всегда отличное настроение. Заходишь к нему в класс, и выходить не хочется. Он улыбается, шутит, рассказывает истории из жизни, дает очень важные советы. Словом, мне нравятся мои преподаватели.
— Как складываются обычно ваши учебные дни и выходные?
— Учебные дни складываются по-разному. Понедельник для одной дисциплины, вторник для другой и т.д. К примеру, вся среда у меня посвящена самостоятельным занятиям и посещению открытых уроков моего профессора, а весь четверг – анализу музыки. Выходные, думаю, как у всех, – зависят от настроения. Бывает, выключаю телефон, не подхожу к компьютеру, сижу и читаю книжку весь день. Для меня это отдых. Бывает наоборот: не могу оторваться от интернета, чтобы выйти на улицу и, к примеру, хотя бы подышать. Но это все крайности. Мои идеальные выходные – это какое-нибудь специально запланированное событие, которое всю неделю обсуждается и придумывается: Диснейленд, зоопарк, аквариум, концерт, парк аттракционов. Но чаще всего все получается спонтанно. Хотя в этом тоже есть своя особая прелесть.
— За время учебы расширился круг друзей? Есть увлечения, объединяющие вас?
— За время учебы мой круг друзей не столько расширился, сколько частично «заменился». Такое большое расстояние дает о себе знать, но это все к лучшему. Я бы не сказала, что у меня много друзей в Париже, но те, кто есть, люди очень интересные и разные. Кто-то музыкант, кто-то врач, а кто-то повар с тайной мечтой быть водителем русского поезда... Увлечений, которые объединили бы нас всех в чем-то одном, нет, но чаще всего мы собираемся вместе, когда куда-то едем или идем: праздники, фестивали, концерты, дни рождения.
— Ваши ощущения от Парижа и парижан? Удалось ли побывать где-то еще во Франции?
— Сейчас уже часто ловлю себя на мысли, что я люблю этот город. Не скажу, что хочу здесь остаться, но на данный момент мне все нравится. Парижане, в большинстве своём, люди очень добрые, отзывчивые и вежливые. В случае если ты заблудился и не можешь найти дорогу, или пытаешься разобраться в карте метро, или не знаешь, как работает какая-нибудь автоматическая дверь, или что-то подобное, – обязательно найдется кто-то, кто все объяснит, поможет, подскажет, а в случае необходимости, бывало и так – даже может проводить. Во Франции во многих провинциях побывать удалось, но еще не везде. Я была лишь в северной её части. Недавно, наконец, состоялась запланированная поездка на Ла-Манш. В такие крупные города, как Марсель и Ницца, я пока только планирую поехать. Надеюсь, получится.
— Кристина, сильно скучаете по Алтаю и родным?
— «Я понял, что я патриот только тогда, когда побывал за границей…» Честно говоря, раньше, как и большинство россиян, думала: «вот уеду!.. Вот там-то жизнь и начнется!» Может быть, у кого-то так и происходит, но не в моём случае. Сейчас уже страшно вспоминать о том, как я приехала в Париж впервые. Совсем ребенок, 17 лет. Мама недавно вспоминала: «Я смотрела, как ты идешь на посадку, и оставалось только надеяться, что долетишь». В Париже не то чтобы из родственников — из знакомых никого не было. В дополнение ко всему, французского языка я не знала совсем. Могла лишь поздороваться и объяснить, что не разговариваю. Огромное спасибо моей семье и друзьям, которые изо дня в день мне повторяли: «Давай, старайся! Уехать домой ты всегда успеешь!» Без этой поддержки я, думаю, в первый же месяц обратно бы домой «нарисовалась». Со временем, конечно, всё встало на свои места. Сейчас уже скучаю намного меньше. Побродила по Парижу, поняла, что это потрясающий город. Мне он почему-то кажется очень маленьким и уютным. Родители всегда смеялись над тем, как я Париж с Яйлю сравниваю. То здесь «пахнет так же», то цветы «мам, ну точно такие же, как на твоей клумбе!» точно так же цветут. То луна, то звезды, то еще что-нибудь.
— Любимые места в Париже…
— Я выросла на Телецком озере и с детства привыкла к воде. Думаю, именно поэтому в Париже я достаточно часто гуляю вдоль набережной Сены. Пожалуй, это и есть моё любимое место – набережная. Ну, кроме того, наверное, еще Булонский лес (опять же, можно вспомнить моё детство на Телецком). Такие известные места, как башня или Монмартр, я не люблю только из-за того, что там всегда бродят толпы туристов.
— Ваши отношения с музыкой все более крепчают. Что вас сегодня интересует и привлекает в ней больше всего?
— Действительно мои отношения с музыкой сильно изменились за это время. Сейчас я стараюсь больше слушать классики и по возможности узнавать биографии композиторов. Что меня привлекает? Меня привлекает Музыка. На мой взгляд, её невозможно разделить на какие-то течения или направления. Да, конечно, есть разные стили, но в каждом из них свои достижения и промахи. Я слушаю ту музыку, которая меня «хватает за душу». Совсем неважно то, к какому жанру она относится. А играть стараюсь то, что мне понятно. Произведение, которое я в состоянии понять, могу «рассказать» кому-то другому, вложить в него часть себя. Пожалуй, к этому я и стремлюсь – научиться понимать музыку. Думаю, что музыка должна жить, а для этого нужно вкладывать в неё свои эмоции и переживания. Я совершенно точно знаю разницу между механической игрой и игрой, в которую вкладывается душа. И именно душа намного интереснее как для слушателя, так и для самого исполнителя.
Источник новости