РЕЗОЛЮЦИЯ РАБОЧЕГО СОВЕЩАНИЯ «О ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА»
12 декабря 2012 года

РЕЗОЛЮЦИЯ РАБОЧЕГО СОВЕЩАНИЯ  «О ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ  СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА»  6 декабря 2012 г.

Республика Хакасия, г.Саяногорск

В период с 4 по 6 декабря 2012 года в г. Саяногорске Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» проведено Рабочее совещание «О практической реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года».

В работе совещания приняли участие 88 человек, в том числе Глава Республики Хакасия-Председатель Правительства Республики Хакасия В.М.Зимин, 61 руководитель государственных природных заповедников и национальных парков России, представители Общественной палаты Российской Федерации, Росприроднадзора, Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, неправительственных организаций, средств массовой информации.

УЧАСТНИКИ РАБОЧЕГО СОВЕЩАНИЯ:

Просят Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

1. Уделять особое внимание вопросам повышения профессиональной квалификации руководителей и специалистов заповедников и национальных парков, проведению соответствующих курсов и обучающих семинаров.

2. Предусмотреть, начиная с 2013 года, организацию и проведение обучающих семинаров для руководителей и специалистов государственных природных заповедников (далее - заповедники) и национальных парков на базе соответствующих федеральных особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ).

3. Проработать вопрос о создании региональных учебных центров на базе федеральных ООПТ, эффективно работающих в природоохранной, научной и эколого-просветительской сферах, имеющих опыт проведения обучающих семинаров и соответствующую инфраструктуру (национальные парки «Кенозерский», «Смоленское Поозерье», заповедники Байкальский, Воронежский, Кавказский, Центрально-Лесной, «Хакасский», «Столбы» и др.).

4. Организовать и провести:

в 2013 году всероссийское совещание директоров заповедников и национальных парков по вопросам развития познавательного туризма;

в 2014 году всероссийское совещание заместителей директоров заповедников и национальных парков по охране территории.

5. Актуализировать и утвердить в обновленных редакциях методические рекомендации:

по организации охраны заповедников и национальных парков;

по организации и ведению научно-исследовательской деятельности и экологического мониторинга в заповедниках и национальных парках;

по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в заповедниках и национальных парках.

6. Подготовить и утвердить методические рекомендации:

по развитию познавательного туризма на федеральных ООПТ;

по вопросам оказания платных услуг посетителям федеральных ООПТ;

по проведению биотехнических мероприятий на федеральных ООПТ.

7. Инициировать внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих:

а) повышение размера взыскания за ущерб, причиненный добычей или уничтожением объектов животного мира на ООПТ, в первую очередь – видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

б) значительное увеличение размера взыскания за ущерб, причиненный сбором или уничтожением растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

в) ужесточение наказания за совершение преступлений на ООПТ по статьям 256, 258 и 262 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ);

г) определение размера значительного ущерба, нанесенного нарушением режима ООПТ (ст. 262 УК РФ);

д) внесение изменений в статью 258 УК РФ в части установления уголовной ответственности за нахождение с расчехленным или заряженным охотничьим огнестрельным, пневматическим и метательным оружием на федеральных ООПТ;

е) внесение изменений в статью 25.7 КоАП РФ в части определения возможности применения в отсутствии понятых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в труднодоступной местности, вне населенных пунктов, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство по делам об административных правонарушениях связано с опасностью для жизни и здоровья людей;

ж) определение порядка установления лимитов добычи объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на федеральных ООПТ;

з) внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части предоставления природоохранным учреждениям, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками, права заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;

и) внесение дополнений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» в части:

возложения на заповедники задачи по сохранению объектов культурного наследия, расположенных на их территориях;

взимания платы за посещение физическими лицами территорий заповедников и национальных парков с целью познавательного туризма, а также посещения национальных парков в рекреационных целях;

возможности долевого финансирования федеральных ООПТ за счет средств региональных и местных бюджетов;

к) внесение изменений в пп. 14.1. п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», предусмотрев случай размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), когда осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных природных заповедников и национальных парков на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей;

л) выплату полевого довольствия сотрудникам заповедников и национальных парков.

8. Подготовить и довести до подведомственных заповедников и национальных парков текст примерного технического задания на проведение лесоустройства.

9. В целях формирования корпоративной культуры и позитивного имиджа федеральной системы ООПТ разработать в 2013 году:

а) единый логотип и основные элементы фирменного стиля федеральной системы ООПТ;

б) образцы форменного обмундирования и специальной одежды для различных категорий работников заповедников и национальных парков;

в) образцы служебных удостоверений;

г) образцы режимных аншлагов;

д) серию типовых проектов элементов инфраструктуры (кордонов, визит-центров, экологических троп и др.) под единым брендом.

10. Разработать и утвердить в новой редакции нормы обеспечения и списания:

а) форменного обмундирования, специальной одежды и обуви, средств индивидуальной защиты;

б) продуктов питания;

в) индивидуальные (для каждого заповедника и национального парка) нормы обеспечения пожарной техникой и оборудованием.

11. Начать формирование кадрового резерва, в том числе создать в течение 2013 года базу данных, содержащую сведения о вакансиях и лицах, желающих трудоустроиться на работу в заповедник или национальный парк, в том числе о действующих работниках, желающих перейти на работу на другую ООПТ.

12. Обобщить, определить порядок и рекомендовать к распространению положительный опыт организации выездов инспекторского состава соответствующих заповедников и национальных парков на другие федеральные ООПТ с целью обмена опытом и оказания практической помощи в деле борьбы с браконьерством и иными экологическими правонарушениями.

13. Ввести в практику информирование заповедников и национальных парков о событиях, происходящих внутри федеральной системы ООПТ, в том числе разбор нестандартных ситуаций.

14. Рассмотреть вопрос о возможности ежегодного определения перечня специализированных организаций - единственных поставщиков услуг по тушению лесных пожаров для заповедников и национальных парков (по аналогии с перечнем поставщиков спецтехники).

15. Ежегодно обобщать и распространять имеющиеся инновации в области охраны природных комплексов и объектов, мониторинга окружающей среды, экологического просвещения и других направлений деятельности заповедников и национальных парков.

16. Организовать проведение ежегодного всероссийского конкурса «Лучший по профессии» для работников заповедников и национальных парков.

17. Разработать и утвердить «Кодекс чести» государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков.

18. Ускорить разработку Стратегии охраны лесов от пожаров на федеральных ООПТ.

19. Заключить соглашения:

а) с МВД России о взаимодействии в области охраны окружающей среды и охраны общественного порядка на федеральных ООПТ (по принципу существующего соглашения с ФСБ России);

б) с Минкультуры России о взаимодействии в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на федеральных ООПТ.

20. Обратиться:

в Федеральную миграционную службу - о решении вопроса доступа служб охраны федеральных ООПТ к базам данных ФМС в части установления личностей нарушителей законодательства об ООПТ;

в Федеральное агентство по рыболовству - о решении вопроса доступа служб охраны морских заповедников и национальных парков к данным системы космического мониторинга морских судов.

21. Рассмотреть возможность формирования из числа наиболее опытных государственных инспекторов заповедников и национальных парков «групп быстрого реагирования», направляемых по заданию Минприроды России на проблемные федеральные ООПТ с целью оказания помощи и проведения необходимых мероприятий, связанных с охраной природных комплексов и объектов.

22. Ускорить создание на базе одного из подведомственных учреждений Центра координации и методического обеспечения природоохранной, научно-исследовательской и эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков.

23. Осуществлять приемку ежегодных томов Летописи природы заповедников исключительно в электронном виде.

24. Организовать широкое участие Министерства и подведомственных федеральных ООПТ в работе Всемирного конгресса по ООПТ (Австралия, Сидней, 2014 год) с целью формирования международного имиджа России как государства, реализующего масштабную государственную политику в сфере территориальной охраны природы.

25. Включить в годовой отчет директора заповедника/национального парка данные о полноте выполнения наблюдений за приоритетными объектами, утвержденными в качестве обязательной программы в индивидуальных программах экологического мониторинга.

26. Провести анализ имеющихся нормативных правовых и методических документов, регулирующих сферу познавательного туризма на территориях заповедников и национальных парков, включая внутренние акты отдельных ООПТ.

27. Подготовить и направить в заповедники и национальные парки разъяснения по вопросам:

приема и постановки на учет объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и порядка отнесения сооружений к объектам некапитального строительства;

постановки на государственный учет объектов капитального строительства, учета изменений и снятия с учета;

заключения договоров с инвесторами;

заключения договоров аренды имущества.

28. Проработать вопрос о создании серии учебно-методических рекомендаций и видеофильмов для работников заповедников и национальных парков.

29. Содействовать организации и проведению стажировок и ознакомительных поездок руководителей и специалистов заповедников и национальных парков в зарубежные и отечественные национальные парки и иные природные резерваты; организовать серию соответствующих мероприятий на базе зарубежных ООПТ, в том числе США, ЮАР, Танзании, Швеции и Белоруссии.

30. Поддержать и расширить опыт трансграничных ООПТ (Костомукшский и др.) по организации зарубежных стажировок для сотрудников российских ООПТ.

31. Расширять практику создания побратимов среди ООПТ России и зарубежных стран, всемерно используя их возможности для обмена опытом и специалистами.

32. Расширять практику направления групп экспертов, включая наиболее опытных руководителей заповедников и национальных парков, для проведения комплексной оценки деятельности отдельных ООПТ и подготовки рекомендаций по оптимизации их деятельности.

33. Отработать систему курирования, методической помощи и моральной поддержки вновь назначенных директоров заповедников и национальных парков, в том числе задействовав опытных и креативных представителей директорского корпуса.

34. Ускорить создание при Минприроды России Экспертного совета по заповедному делу для выработки решений по стратегическим вопросам развития системы ООПТ и важным проблемам, касающимся отдельных территорий, преимущественно из числа специалистов-практиков в данной сфере.

35. Изучить вопрос о возможности проведения эксперимента по внедрению системы оценки состояния ООПТ по результатам мониторинга (по образцу системы, применяемой Службой национальных парков Канады), организовав пилотный проект в данной сфере для нескольких заповедников и национальных парков.

Рекомендуют руководителям заповедников и национальных парков:

1. Организовывать оперативные группы, подчиняющиеся непосредственно директору учреждения, с возложением на них функций контроля структурных подразделений и отдельных работников учреждения в части соблюдения природоохранного законодательства.

2. Внедрять дистанционные методы слежения за передвижением инспекторского состава по ООПТ.

3. Максимально использовать потенциал научных отделов заповедников и национальных парков для принятия решений в сфере управления ООПТ, сохранения и восстановления природных и историко-культурных комплексов и объектов, научного обеспечения деятельности в области экологического просвещения, туризма и рекреации.

4. Привлекать к проведению оперативных мероприятий сотрудников правоохранительных органов (полиции, прокуратуры и др.).

5. Ввести в практику внутреннюю ротацию сотрудников службы охраны по территории (для ООПТ, имеющих сеть кордонов).

6. Лично проводить регулярные проверки проблемных точек (кордонов, стационаров и др.) на ООПТ.

7. Вести обязательный мониторинг сообщений в сети Интернет (в первую очередь - в социальных сетях), с целью выявления информации о нарушениях установленного режима охраны ООПТ.

8. Изучить вопрос о внедрении системы мониторинга эффективности охраны территории SMART (или ее эквивалента).

9. Обеспечить широкий доступ к результатам научных исследований, в том числе к Летописям природы, включая их размещение на Интернет- сайтах.

10. Рассматривать в качестве научной продукции наряду с Летописями природы, монографиями, научными статьями, сборниками трудов ООПТ, также сводки (в том числе видовые и региональные) объектов мониторинга, методические рекомендации для подразделений ООПТ, методики исследований и учётов, рекомендации по природопользованию, научно-популярные издания (книги, буклеты, путеводители, статьи для Интернет-сайтов и др.).

11. Развивать практику стажировок и ознакомительных поездок работников ООПТ в другие заповедники и национальные парки России и зарубежья с целью изучения опыта в сфере практики заповедного дела.

12. Шире использовать в работе данные космического мониторинга, дистанционных методов фото- и видео наблюдений.

13. Расширять практику сотрудничества заповедников и национальных парков в сфере развития познавательного туризма:

практиковать совместное формирование и продвижение туристического продукта в пределах одного региона;

для координации указанных работ создавать рабочие группы на базе региональных ассоциаций заповедников и национальных парков.

14. Рассматривать в качестве одного из перспективных направлений познавательного туризма организацию специальных туров для бердвочеров.

15. Расширять практику внедрения планировочных документов (стратегий, программ и др.) заповедников и национальных парков по развитию познавательного туризма в соответствующие планы регионов, включая генпланы и правила землепользования и застройки населенных пунктов.

16. Разработать пакет инвестиционных проектов в сфере развития познавательного туризма с последующим размещением на Интернет-сайтах.

17. Проработать вопросы регулирования туристических потоков на территориях заповедников и национальных парков с помощью:

а) соответствующей инфраструктуры (настильные тропы, навигация и др.);

б) зонирования территории;

в) грамотных туристических предложений;

г) обустройства новых привлекательных объектов.

18. Совершенствовать способы учета посетителей, шире внедрять инновационные технологии: фотосчетчики, видеорегистраторы и др.

19. При проведении туристической деятельности осуществлять мониторинг изменений состояния природных комплексов. Признать наиболее рациональной оценку антропогенных изменений с помощью методики «видимых нарушений». Обеспечить систему принятия соответствующих управленческих решений на основе полученных данных.

20. Уделять пристальное внимание вопросам создания и качественного обустройства музеев, визит-центров и экологических троп, включая их полноценное информационное обеспечение. Использовать опыт привлечения российских и иностранных специалистов для разработки концепций, проектов и создания экспозиций визит-центров в заповедниках и национальных парках.

21. Одним из приоритетов при организации туристической деятельности считать гарантированный показ диких животных в естественных природных условиях.

22. Приступить к проработке вопроса о размещении заказа за рубежом на приобретение муляжей животных (взамен чучел) и иных природных объектов для экспозиций визит-центров и музеев природы.

23. Использовать опыт Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника по получению Сертификата соответствия предоставляемых экскурсионных услуг требованиям Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».

24. Расширять практику привлечения на ООПТ волонтеров, в том числе иностранных, развивать корпоративное волонтерство.

25. Содействовать расширению сети волонтерских центров, в том числе на базе отдельных ООПТ и их региональных объединений.

26. Проанализировать опыт проведения анкетирования, социальных опросов и иных форм изучения общественного мнения, накопленного в системе ООПТ, с целью развития наиболее эффективных форм и методов этой работы.

Просят руководителей национальных парков Кенозерского, Сочинского, Забайкальского, «Смоленское Поозерье», «Югыд ва»:

обобщить в виде рекомендаций и распространить опыт своего национального парка по вовлечению местного населения в сферу обеспечения познавательного туризма и рекреации, включая создание и функционирование гостевых домов.

Предлагают некоммерческому партнерству «Партнерство для заповедников»:

1. Сформировать рабочую группу, с участием представителей заповедников и национальных парков, по подготовке ряда методических документов, направленных на повышение эффективности научной деятельности в заповедниках и национальных парках.

2. Составить перечень действующих инструктивных и методических документов в сфере научных исследований и экологического мониторинга, выполнение которых обязательно для заповедников и национальных парков (в том числе направленных на интеграцию в государственные системы учёта и мониторинга объектов животного мира) и представить указанную информацию в Минприроды России для последующего направления в заповедники и национальные парки.

3. Подготовить проект Руководства по экологическому мониторингу на ООПТ, включающего типовую программу экологического мониторинга, сборник рекомендуемых методик для различных видов мониторинга, рекомендации по разработке индивидуальных программ мониторинга отдельных ООПТ, порядок создания, утверждения, ведения дифференцированной Летописи природы и форму ежегодного представления данных.

Считают необходимым:

1. Переход на дифференцированную Летопись природы с сохранением многолетних рядов наблюдений.

2. Подготовку и выпуск ежегодного отчёта «Оценка состояния экосистем по результатам мониторинга» и периодических обзоров состояния популяций «знаковых» и редких видов.

3. Проведение на базе отдельных заповедников и национальных парков эксперимента по внедрению рейтинговой системы оценки эффективности работы научных сотрудников.

4. Проведение инвентаризации объектов историко-культурного значения и культурно-ландшафтных комплексов на территориях заповедников и национальных парков.

5. Поддержать функционирование ИАС «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации» и ее дальнейшее расширение за счет включения блоков с базами данных специалистов, ежегодными отчетами по НИР, электронными версиями книг «Летописи природы».

6. Расширять практику опубликования научными сотрудниками заповедников и национальных парков статей в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК.

7. Создавать инфраструктуру познавательного туризма на ООПТ преимущественно на антропогенно нарушенных участках.

8. Использовать в целях развития познавательного туризма в заповеднике участки территории, в сумме составляющие не более 5% от его общей площади.

9. Проработать вопрос о создании корпоративного Интернет-портала, работающего по типу социальных сетей.

10. Рассматривать интерпретацию результатов научной работы заповедников и национальных парков в числе основных задач их эколого-просветительской деятельности.

11. Развивать практику обучения педагогов школьного и дополнительного образования приемам и методам работы в сфере ООПТ, в том числе путем сотрудничества с институтами повышения квалификации учителей.

12. Активнее использовать для просветительской работы заповедников и национальных парков интернет-ресурсы, включая сайты, в том числе создавая виртуальные игры и проводя конкурсы для массового привлечения внимания к ООПТ, уделять внимание работе по продвижению вопросов ООПТ в социальных сетях и на видеоплатформах (YouТube, Vimeo и др.).

13. Развивать практику использования блогосферы для продвижения идей заповедного дела.

14. Формировать:

объединения сторонников заповедников и национальных парков (клубы друзей ООПТ, попечительские советы и др.).

общественные фонды, способные содействовать эколого-просветительской деятельности и привлечению дополнительных средств на реализацию проектов, в том числе в интересах местного населения.

15. Уделять внимание клубной работе со школьниками и молодежью, а также с представителями бизнес-сообщества, деятелями культуры и науки.

16. Анализировать медийные события в системе ООПТ, разнообразить формы взаимодействия с журналистским корпусом, организуя пресс-туры, налаживая дружественные связи с представителями СМИ, считая их одним из приоритетных партнеров в деле экологического просвещения.

17. Обучение специалистов отделов экологического просвещения основам журналистского мастерства.

18. При планировании эколого-просветительской деятельности учитывать интересы и возможности местного сообщества, а также использовать весь спектр современных инновационных ресурсов, включая Интернет (видеокоммуникации, скайп и др.).

19. Активнее внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии при обеспечении деятельности ООПТ, а также успешные методы сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов, использовать этот опыт при разработке эколого-просветительских программ.

20. Объединять усилия заповедников и национальных парков в регионах и на межрегиональном уровне при проведении массовых акций (таких, как День Байкала и др.), организуя их на постоянной основе.

21. Практиковать опросы и анкетирование местного населения для понимания его отношения к ООПТ, учета его интересов при планировании деятельности заповедников и национальных парков.

22. Изучать мнение посетителей ООПТ, насколько посещение ООПТ или участие в проводимых на них мероприятиях (фестивалях и др.) оправдало их ожидания, с последующим учетом их предложений.

23. Шире практиковать ознакомление руководителей государственных и муниципальных органов власти и их структурных подразделений с результатами деятельности заповедников, национальных парков и актуальными проблемами ООПТ.

24. Отметить позитивный опыт создания образа-талисмана ООПТ в интересах ведения просветительской работы (выхухоль в Хоперском заповеднике, ирбис в заповеднике «Саяно-Шушенский» и др.).

25. Оказывать содействие в реализации программ поддержки дружественного природе малого и среднего бизнеса на местном уровне (получение целевых микро-кредитов, реализация продукции народных промыслов в качестве сувениров, развитие гостевого бизнеса).

26. Содействовать развитию гражданского общества через взаимодействие с территориально-общественным самоуправлением (ТОС), общественными советами и некоммерческими организациями.

27. Практиковать систему поощрения партнеров заповедников и национальных парков в природоохранной деятельности из числа местного населения, представителей региональных и местных органов власти, бизнес-сообщества, некоммерческих организаций.

28. Тиражировать творческие находки заповедников и национальных парков в просветительской сфере (таких как «Ломоносовские чтения» национального парка «Кенозерский» и др.).

29. Практиковать проведение детских экологических лагерей и экспедиций, в том числе исследовательской направленности с целью популяризации научной деятельности на ООПТ.

30. Использовать местные и региональные праздники как эколого-просветительскую площадку для продвижения каждой ООПТ.

31. Обеспечить систематическое обучение и переподготовку специалистов заповедников и национальных парков в области экологического просвещения на региональном уровне, в том числе используя потенциал Экоцентра «Заповедники».

32. Тиражировать опыт модельных заповедников и национальных парков по созданию инфраструктуры познавательного туризма.

33. Шире демонстрировать успешный опыт деятельности как отдельных российских заповедников и национальных парков, так и федеральной системы ООПТ в целом, на международных форумах.

34. Использовать современные технологии в музейно-выставочной деятельности.

35. Шире опираться при разработке просветительских программ на элементы традиционной культуры местного населения.

36. Максимально использовать при организации просветительской деятельности возможности, которые предоставляет объявление Правительством Российской Федерации 2013 года – Годом охраны окружающей среды.

37. Повысить эффективность деятельности Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» в сфере организации и координации деятельности биосферных резерватов ЮНЕСКО, в том числе путем значительного расширения его состава за счет представителей Минприроды России, заповедников и национальных парков, профильных общественных организаций.

38. Создать Ассоциацию руководителей заповедников и национальных парков России, для чего сформировать инициативную группу по подготовке необходимой документации.

Участники совещания выражают искреннюю благодарность:

Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия В.М. Зимину за проводимую в Республике масштабную работу в сфере поддержки заповедного дела и охраны животного мира;

работникам государственного природного биосферного заповедника «Саяно-Шушенский» и государственного природного заповедника «Хакасский», персоналу спорт-отеля «Гладенькая» за успешную работу по подготовке и проведению совещания, радушие и гостеприимство.


Поделиться:
 
 

Расскажите о нас

Алтайский заповедник Разместите наш баннер