Никто не вечен в мире, все уйдет,
Но вечно имя доброе живет.
Саади
С каждым годом всё больше и больше людей стремится попасть в село Яйлю – центральную усадьбу Алтайского биосферного заповедника, маленькую «заповедную деревню», приютившуюся на солнечных полянах под горой Торот, что высится своей мудрой девятиглавой вершиной в северной части Телецкого озера в 25-ти километрах от истока Бии. Усталый от суеты и агрессивных городских ландшафтов народ привлекают заповедная тишина, бездонное небо, прозрачная глубина телецких вод, плавные изгибы хребта Корбу и возможность хоть ненадолго прикоснуться к природным истокам, находящимся под охраной Алтайского заповедника уже больше 80-ти лет. Прикоснуться, чтобы зарядиться жизненной силой, обновить сердце и душу новым знанием и вернуться в свой мир с осознанием непреходящей ценности Природы. Во время прогулок по берегам озера, обширным лугам и среди яблоневых садов происходят встречи с удивительными природными и историческими заповедными памятниками, среди которых отдельное место занимает «Священный Кедр деда Альчи». Этот раскидистый сибирский красавец распростёр свои ветви на широкой поляне между горой Торот и Яйлю, привлекая к себе всеобщее внимание своим гордым одиночеством. Уже почти 50 лет местные коренные жители Яйлю, тубалары из рода Туймешевых, почитают его как своё родовое дерево. Почитают с тех пор, когда в 1963 году его спас от ножа бульдозера во время раскорчёвки тайги под посадки яблоневых садов и пашни, Альчи Кунделешевич Туймешев. Спас, встав между трактором и молодым деревцом, загородив своей грудью таёжного кормильца…
В те уже далёкие времена Алтайский заповедник был закрыт (с 1961 по 1967гг), в Яйлю был создан Телецкий лесхоз и началась эксплуатация природных богатств. Администрация лесхоза получила большие бюджетные средства на посадку яблоневых садов. Это была серьёзная государственная программа, при реализации которой не жалели ни вековую тайгу, ни отдельные деревья. И вдруг дед Альчи, как добродушно и с любовью называли его жители Яйлю, встал между трактором и кедром, между Государством и Природой. Следует отметить, что времена были ещё те – в 1962 году в Новочеркасске была расстреляна мирная демонстрация рабочих после урезания заработной платы и подъёма цен на мясо, молоко и хлеб. Государство не очень-то церемонилось со своими подданными и шло на серьёзные репрессии, чтобы проводить свою политику. Вряд ли дед Альчи знал что-либо о той трагедии, но он прекрасно понимал – против чего он выступает. И понимал, чем это может для него закончиться. Просто он, человек, воспитанный Природой Алтая и прошедший горнило Великой войны, не мог поступить иначе. И надо отдать должное директору лесхоза Николаю Рослику, который не вызвал наряд милиции, а спокойно, не поднимая шума, распорядился оставить молодой кедр жить и радовать людей, деда Альчи и само Телецкое озеро и дальше на протяжении многих-многих лет.
А через десять лет в индийских Гималаях, в штате Уттар-Прадеш, родилось социально-экологическое движение «Чипко» (Сhipko – охватить, хинди)
Оно родилось 26 марта 1974 года, когда 27 женщин из деревни Рени, ведомые старостой деревни мудрой Гаурой Деви, встали на защиту леса против армады тракторов и лесорубов, когда те уже начали рубить деревья.
Все мужчины деревни в это время находились на переговорах с представителями коммерческой лесной компании в районном центре, пытаясь найти компромиссное решение о компенсациях.
Поскольку лесорубы не обращали никакого внимания на протесты женщин и, угрожая им оружием, продолжали свое дело, то женщинам не оставалось другого выбора, как крепко обнять деревья, которые собирались срубить рубщики.
Они держали деревья в объятиях всю ночь до тех пор, пока некоторые лесорубы не сдались и не покинули поле сражения.
На следующий день, когда мужчины вернулись из города, новость об этом противостоянии разнеслась по окрестностям и жители соседних деревень присоединились к противостоянию женщин против лесорубов. Противостояние продолжалось четыре дня. А потом рабочие ретировались из леса…
Это событие получило широкую огласку в гражданском обществе не только Индии, но и далеко за пределами страны. И это была яркая эмоциональная победа силы человеческого объединения над примитивной коммерцией!
С тех пор движение Чипко символизирует собой процесс активного участия сельского сообщества в сохранении своих прав на ресурсы и традиционный уклад жизни, впрочем, не чуждый экологически ответственных инноваций и экономической активности.
Об этом говорит и старая песня Чипко: Maatu hamru, paani hamru, hamra hi chhan yi baun bhi... Pitron na lagai baun, hamunahi ta bachon bhi» - Почва – наша, вода – наша, и эти деревья – наши. Наши праотцы растили их. А это – мы, кто должен защитить эти деревья (язык Гархвали).
А в Яйлю приезжают люди, обнимаются с Кедром деда Альчи, загадывают желания. И желания эти потом сбываются. Просто их надо правильно загадывать….
А ещё надо помнить девиз джунглей, девиз самой Природы – «Мы одной крови – Ты и Я!» и не позволять сиюминутным интересам погубить тайгу на Алтае или джунгли в Гималаях.
Евгений Веселовский, Алтайский биосферный заповедник,
Юрий Баденков, Институт географии Российской Академии наук