Стоит мне только выйти в веранду и закрыть за собой дверь, как наша кошка Мэгги, поправ все приличия, через кухонный стол устремляется к подоконнику, усаживается на нём и погружает свой немигающий гипнотический взгляд в Телецкое озеро. Так происходит с самого появления этой трехцветной красавицы в нашей семье, с момента, когда под радостные возгласы ребят из Горно-Алтайского детского дома, живших у нас летом 2004 года, её маленьким котёночком принесли добрые люди и подарили, пожелав нам всем Счастья. С тех пор Мэгги поселилась в нашем доме у озера и стала свидетельницей многих интересных событий, происходящих на его берегах. Могу точно сказать, что она помнит все наши крещенские купания за последние восемь лет. Разве что самое начало, январь 2004 года, не отложился в её кошачьей памяти, т.к. она просто ещё не появилась в нашем мире.
18-ое января 2004 года. На берегу Телецкого озера в самом центре Яйлю поздним вечером горит костёр и слышны возбуждённые мужские голоса. Это сотрудники Алтайского заповедника Евгений Веселовский и Сергей Спицын с местным молодым жителем Станиславом Туймешевым под мудрым присмотром многоопытного Алексея Борисовича Вишерского готовятся к первым в истории заповедной деревни крещенским купаниям. Телецкое озеро, эта огромная Заповедная Иордань, тяжело ворочает в непроглядной темноте своими ледяными волнами структурированной космическими силами воды. Трое храбрецов, осторожно ступая по снегу и замерзшей прибрежной гальке босыми ступнями, входят в телецкие волны и троектратно погружаются. А потом, осенённые природной благодатью, медленно возвращаются к костру. В кружках уже дымится свежезаваренный чай с яйлинскими травками, приготовленный заботливым Алексеем Борисовичем. Так всё начиналось.
На следующий год примеру трёх мужчин последовали и другие жители Яйлю и сотрудники заповедника, восстанавливая мудрую народную традицию. Затем к ним стали присоединяться гости, приезжающие в Яйлю специально на праздник Крещенской воды. Первыми была команда яхт-клуба «Алые паруса» из Горно-Алтайска в 2006 году, которая умудрилась даже провести тренировочный выход на маленькой яхточке «Оптимист», чтобы испытать самих себя под напором крепкой крещенской низовки.
С тех пор едут и едут к нам из больших и маленьких городов России жаждущие искупаться в Заповедной Иордани. И каждый год в Яйлю, центральной усадьбе Алтайского биосферного заповедника, на берегу Телецкого озера у Заповедного Приюта горит костёр, запаривается чай на травах, варится горячий глинтвейн, и очищенные горячим паром и душистым берёзовым веником мужчины и женщины троекратно погружаются в крещенские воды. Причём каждый год, в зависимости от состояния (или настроения) Озера само погружение может быть разным: восхождение к высотам своего духа через погружение в прорубь, совместное купание с телецким колотым льдом или омовение водой из ведра…
Идут года. Мэгги сидит на подоконнике и смотрит на священное крещенское действо и видит… Она видит то, что мы давно уже не видим: силу и мудрость Телецкого озера и бессмертие Природы. Но есть моменты, когда мы тоже это и видим и чувствуем. И один из этих моментов – Крещенские купания в Заповедной Иордани…
Евгений Веселовский.
Фото из Истории Заповедной Иордани