Леша Телеков, 6 кл.
Ира Сухорукова, 7 кл.
Возвращение глухаря Кеши
Возле моего дома проходит дорога, которая образует горку, поднимаясь на второй, более высокий уровень Яйлинской террасы. Стояла середина января 2013 года, и на этой горке было много детей. Они поднимались на горку, а затем стремительно скатывались вниз на санках. Внезапно один из ребят закричал: «Смотрите, смотрите, глухарь!» На высокой сосне, что стояла на границе моего приусадебного участка, сидел глухарь. Он неторопливо и размеренно клевал сосновую хвою.
Уже наступал зимний вечер, и быстро сгущались сумерки. Мне с трудом удалось сфотографировать глухаря. Потом он часто прилетал на эту сосну; он мог часами кормиться сосновой хвоей. Мне было интересно узнать: тот ли это глухарь, что жил в Яйлю в конце прошлого года. Яйлинцы говорили тогда даже о двух глухарях. На вид новый пришелец казался более серым, более сдержанным в окраске.
И вот однажды глухарь прилетел на сосну в начале дня (на снимке). Я решил сходить к орнитологу заповедника Олегу Митрофанову, чтобы наверняка опознать глухаря. Но Олега дома не оказалось; тогда я продолжил наблюдение за глухарем, который сидел на дереве уже около двух часов. Внезапно птица стремительно спикировала вниз. Я взял фотоаппарат с телеобъективом в надежде получить портретный снимок нового глухаря и сравнить его с портретом Кеши.
После недолгих поисков я обнаружил глухаря сидящим на крыше курятника Анны Григорьевны Зиновьевой. Примерно здесь несколько месяцев назад я в первый раз сфотографировал на яблоне глухаря Кешу. Новый глухарь был невозмутим и позволил заснять себя в разных ракурсах. И здесь мне пришла мысль пригласить на глухариное опознание Ирину Денисову, которая жила совсем рядом. Ирина закончила биологический факультет Московского университета, много лет работала в Алтайском заповеднике и хорошо разбиралась в птицах.
К счастью, она оказалась дома. Дальше наблюдать за глухарем мы продолжили уже вместе. Ирина рассказала, что глухарь на Яйлинской террасе обычная птица. Особенно их много на хребте Торот, что находится совсем рядом с Яйлю. Несколько лет назад ей, вместе с мужем Степаном, удалось заснять глухариный выводок за второй речкой в грушевом саду. Я узнал, что глухарь обычно держится на территории в 4-6 кв. км, что как раз сопоставимо с территорией Яйлинской террасы. Получалось, что родиной яйлинских глухарей как раз могла оказаться местная терраса, и дальше нее они вряд ли могли улететь. Вероятно, еще в детстве молодые глухари жили в саду и знали, кто такой человек.
Дальнейшее опознание глухаря мы проводили по снятым фотографиям. Ирина и Степан заявили, что перед нами несомненно прошлогодний яйлинский глухарь. Об этом говорили красная полоска возле глаз и наличие бороды – признаки самца глухаря. Примерно сходился и рисунок оперенья. Прошло два зимних месяца, и глухариная окраска могла немного измениться в условиях более бедного корма. Перед нами был глухарь Кеша!
Итак, он вновь прилетел в Яйлю. Буквально недавно я вижу Кешу уже с самого утра, еще совсем темно. Глухарь сидит на небольшом сооружении возле дороги-горки. По дороге быстро проходят яйлинцы, которые работают на строительстве местной солнечной электростанции. Глухарь только вздрагивает и вертит головой. Внезапно по дороге едет шумный мотоцикл «Урал», но Кеша остаётся сидеть на месте. Становится немного светлее, и со стороны усадьбы Лашутиных слышится долгий протяжный клич «глухарь, глухарь…» Галина Лашутина потом жалуется, что Кеша не хочет принимать угощения. Наверное, сосновые иголки вкуснее!
Так и остался глухарь Кеша жить в заповедном поселке Яйлю. Он то прилетит отметиться к Яйлинской конторе заповедника, то хозяйничает на грушах (клюет вкусные почки), то отдыхает в сосново-березовом лесу недалеко от Телецкого озера. Хочется пожелать, чтобы у Кеши всё было хорошо, и чтобы его не обижали ни люди, ни домашние животные.
Я думаю, что подобные истории с дикими животными становятся возможными вследствие заповедного статуса поселка Яйлю.
Яйлю был, есть и должен оставаться заповедным! Только в этом случае на Яйлинской террасе останется место и для диких животных. Об этом не лишне помнить, зная, что весь 2013 год объявлен в России годом экологии.
Александр Лотов,
сотрудник Алтайского биосферного заповедника.