В 2013 году Национальному музею имени Андрея Викторовича Анохина исполняется 95 лет. С момента возникновения до настоящего времени хранилище предметов старины и культуры превратилось в настоящее национальное достояние, музей стал уникальным межрегиональным центром памятников традиционной культуры народов Республики Алтай, работа которого строится на основе сотрудничества с администрациями, учреждениями культуры, образования, общественными организациями. Большую роль играет национальный музей в сотрудничестве с особо охраняемыми природными территориями Алтая. Сотрудники музея всегда идут на встречу и оказывают помощь Алтайскому биосферному заповеднику и другим ООПТ Алтая в проведении выставок, значимых мероприятий, посвященных охране природы, экологическому просвещению и образованию.
Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина - старейший музей Горного Алтая. Его история начинается с 29 октября 1918 года, с приобретения Каракорум Алтайской Земской управой по инициативе художника и государственного деятеля Г.И. Чорос-Гуркина палеонтологических, минералогических коллекций, научную библиотеку и архива у известных сибирских ученых Гуляевых, которые составили основу будущего музея. Одним из его первых организаторов и директоров был известный исследователь традиционной культуры народов Южной Сибири А.В.Анохин (1869-1931гг), имя которого с 1989 года носит музей.
С 1918 года музей прошел несколько важных этапов в своем развитии, сменил несколько названий: Ойротский государственный музей, Горно-Алтайский областной краеведческий музей, Республиканский краеведческий музей имени А.В. Анохина и, наконец, Национальный музей имени А.В. Анохина.
В результате крупномасштабной реконструкции 2008-2012 гг. музей превратился в современный культурный центр, который достойно представляет в своих экспозициях историко-культурное и природное наследие нашего региона.
Число экспонатов основного фонда составляет около 50 тысяч единиц хранения. Это уникальные коллекции по палеонтологии, археологии (сохранившиеся с древнейших изделия из дерева, времен войлока, кожи, каменные изваяния, рунические надписи, «Туектинский клад» серебряных изделий древнетюркского времени), этнографии (культовая атрибутика, предметы домашнего обихода), подлинные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства (картины и рисунки выдающихся художников Г.И. Чорос-Гуркина, Н.И.Чевалкова, современных художников и скульпторов). Есть старопечатные и рукописные книги XVII – XX вв., документы, фотографии по истории Горного Алтая XIX – XX вв., редкие образцы флоры и фауны, минералогическая коллекция.
В структуре музея работают 4 сектора: исторический, культуры и искусства, природоведческий, экскурсионно-массовый и отдел фондов. Музей располагает научной библиотекой с читальным залом.
В течение года в залах музея действуют временные выставки по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, выставки по краеведческой тематике, посвященные юбилейным датам, выдающимся личностям, проблемам охраны окружающей среды.
Сегодня многое из хранящегося в музее воспринимается не как отжившая архаика, а как живая нить, соединяющая по-новому осознаваемое прошлое с современным движением возрождения культурного наследия.
Администрация Алтайского заповедника благодарит Национальный музей имени А.В. Анохина за активное и плодотворное сотрудничество в сфере охраны природы, экологического просвещения и образования! Желаем благополучия, долголетия и процветания всем сотрудникам Эл Музея, новых выставок, коллекций и необычайных находок редких образцов древности!
Дополнительная информация:
АНОХИН Андрей Викторович (1874 (или 67), с. Правые Ламки Тамбовской губ. – 31 авг. 1931, уроч. Куюм, Ойротская АО), этнограф, композитор. Окончил Бийское катехизаторское и Московское синодальное училища, учился на регентских курсах Придворной певческой капеллы в С.-Петербурге. С 1900 преподавал в различ. учеб. заведениях Томска (пение, теория музыки, игра на скрипке), был регентом Троицкого кафедрального собора, руководил любит. хором. Позже преподавал хоровое пение и краеведение в с.Чемал (1918–22 и с 1929), Барнауле (1922–26), с. Улала (Горно-Алтайск, 1926–29), руководил хоровыми коллективами, вел просвет. деят-ть. Член Русского географического об-ва, Томского отд-ния Рус. муз. об-ва и Общества изучения Сибири.
А. принадлежит к числу крупнейших рус. этнографов XX в. Начиная с 1904 совершил многочисл. экспедиции по Юж. Сибири, Монголии, Вост. Казахстану, записал ок. 800 напевов алтайцев, телеутов, хакасов, тувинцев. В собранных им материалах – эпич. сказания, шаман. мистерии, песни, инструм. наигрыши, буддийская храмовая музыка, худ. орнамент, тексты заговоров, пословиц и т. д.
А. – авт. ок. 100 муз. произведений (сольные и хоровые песни, вокально-инструм. и инструм. жанры), в т. ч. поэмы «Хан-Эрлик», сюиты для хора и струнного оркестра «Хан-Алтай», мистерии «Талай-Хан» и др., основанных на муз. фольклоре алтайцев. Нек-рые его песни, написанные на алт. темы, стали народными – «Алтын-кёл» («Золотое озеро») и др. Напевы песен, записанные А., частично опубл. в прилож. к статье А.Д. Руднева «Мелодии монгольских племен» (Зап. РГО по отд-нию этнографии. СПб., 1909. Т. 34).
Из материалов сайта Исторической энциклопедии