Домашний скот занимает важное место в традициях коренных народов Горного Алтая.
На основе скотоводческих знаний и охотничьих наблюдений, накопленных на протяжении веков, сложилось сакральное и утилитарное единство в делении домашнего скота.(1)
Так, в алтайском мифе «О сотворении мира» главными творцами выступают два бога — верховный Кудай и подземный Эрлик. За что бы ни брались соперники, они делали противоположности. Вначале среди океана сотворили сушу из почвы и болота. На такой разнородной земле создавалась природа, состоявшая из растительного и животного миров. Верховный творец покрыл землю травой, а его соперник — колючкой. Каждая пара деревьев и животных возникала в противоборстве. Кудай создал кедр, а Эрлик — сосну; первый сотворил березу, а другой — осину. Лошадь явилась творением небесного бога, а корова — подземного. Сотворение овцы стало поводом для появления козы.
Домашний скот, созданный небесным божеством, определяется как с «горячим дыханием» («изу тумчукту мал»). К этой категории относится лошадь. У другой группы животных, сотворенных подземным правителем, «холодное дыхание» («соок тумчукту мал»). Это деление обосновано внешними отличиями, повадками животных и вкусовыми качествами молока и мяса.
Лошадь занимала и занимает важное место в деятельности Алтайского заповедника. В 30-е годы прошлого века, на момент начала деятельности заповедника, с помощью лошадей выполнялось большинство хозяйственных работ: доставка и перевозка грузов, хозяйственные работы, заготовка сена и другое. В настоящее время неизменным остаётся применение лошади для передвижения экспедиций отдела науки и рейдов отдела охраны. По большей части сложной территории заповедника можно пройти только на лошади или пешком. А с учётом многодневных экспедиций и необходимости большого объёма груза, помощь лошади остаётся незаменимой.
1. Лошадь в ритуальной практике алтайцев Н.А. Тадина, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и всеобщей истории ГАГУ.
2. Научный вестник Горно-Алтайского государственного университета №4/Отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009.-
Рисунок Урсулы Яшевой