Пространство айыла* длительное время служило своего рода естественным «циферблатом»: по прохождению солнца, луны, звезд, их свету, падающему на айыл, определяли время, как убытие, так и прибытие дня. Так об убытии дня в августе говорили, что день убывает с дверную накладку (1).
Традиционная юрта прочно связана с древним календарём 12-летнего «животного» цикла, и каждое из 12-ти животных привязано к конкретной части юрты. Сутки делились у кочевников с древнейших времён на 12 сдвоенных «животных» часов: час мыши (0—2), быка (2—4), тигра (4—6), зайца (6—8), дракона (8—10), змеи (10—12), лошади (12—14), овцы (14—16), обезьяны (16—18), курицы (18—20), собаки (20—22), свиньи (22—24). Внутреннее пространство юрты, подобно циферблату, было символически разделено на 12 частей, и перемещение солнечного луча от одной части к другой занимает 2 наших обычных часа, т.е. 120 минут.
Животные, соответствующие этим часам, определяли хозяйственное значение каждого из 12-ти сегментов юрты. Мышь – знак богатства и его накопления, поэтому в юрте под знаком мыши хранили самое ценное имущество и усаживали там самых почётных гостей. Собака – символ охоты, в её части хранили оружие. Дракон и змея – символы воды и водной стихии, поэтому на женской половине юрты хранились ёмкости с водой. Под знаком овцы держали новорожденных ягнят, под знаком быка – продукты в ящиках, а конь – самое главное сокровище кочевника – охранял вход в юрту и благополучие хозяина. Дверь - эжик всегда была ориентирована на восток.(2)
Айыл* - национальное жилище алтайского народа
1. Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие /редколл. Н.В. Екеев (отв. ред.), Н.М. Екеева, Э.В. Енчинов, НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. – Горно-Алтайск, 2014.
2. http://krugsvaroga.ru/blogs/okno-v-mir/kosmos-altaisk..
Иллюстрация - Г.И. Чорос-Гуркин, весенний вечер на озере Эштигол