Как рассказать общественности о подробностях заповедной жизни, в чём её сложности и непростые моменты? Что видят сотрудники Алтайского заповедника, проживающие на кордонах каждый день, что их окружает и что там вообще происходит?
В этом году в Алтайском заповеднике началась публикация материалов в рубриках «Жизнь заповедного кордона» и «Жизнь в заповедных экспедициях». В этих рубриках сами сотрудники рассказывают об условиях жизни на кордонах и в экспедициях, что их окружает каждый день и какие интересные и необычные случаи удается наблюдать. Познакомившись с материалами этих рубрик читатели смогут понять в чем заключаются трудности заповедной жизни – это и сложности с передвижением по непроходимой для любого вида транспорта территории, доставка нелегких грузов, и необходимость постоянно помнить о хозяевах заповедной территории – диких животных, о том, что они могут наведаться в любое время на жилой кордон. И конечно, эти рубрики расскажут читателям о необычных встречах и наблюдениях, которые фиксируют сотрудники Алтайского заповедника, находясь на его территории.
Кордоны Алтайского заповедника - места труднодоступное для связи – практически на всех кордонах нет хорошей мобильной связи, ни тем более интернета. Общение с "Большой землей" – происходит периодически, по мере приезда других сотрудников заповедника или выездов с кордонов. Материалы для нашей рубрики "Жизнь заповедного кордона" сотрудники передают с оказией. Вашему вниманию небольшая подборка материалов этих рубрик, вышедших за последнее время на страницах блога Алтайского заповедника в livejournal
«Заповед’ъ Без границ».
«Жизнь заповедного кордона».
1. Жизнь заповедного кордона. Кордон Байгазан. Пернатый гость на кордоне Байгазан (Мира Сахневич, научный сотрудник Алтайского заповедника)
Ещё весной 2014 года, на туристической базе «Эстюба» появился необычный постоялец-вороненок. Вороненок пришел пешком к жилым домам, не боясь людей, как будто прося о помощи. Явных повреждений у птицы не наблюдалось, но она была мокрая, какая-то жалкая, и с виду совсем еще птенец. Работники турбазы приютили птицу и назвали его Карэныч. Начали подкармливать птенца, и Карэныч стал на базе своим «парнем»…. А в один из летних июльских дней мы обнаружили Карэныча у нас в гостях – на кордоне Байгазан. Наверное, увидев издалека жилище, воронёнок решил проведать ближайших соседей, перелетев через озеро. По-хозяйски походил по огороду, попробовал земляники с куста, посидел на всех крышах, даже на теплице, с которой регулярно скатывался, как с горки.
Читать далее
2. Жизнь заповедного кордона. Кордон Кокши. Крохалиха с выводком. (Сергей Усик, государственный инспектор Алтайского заповедника)
Когда вода подошла к дому по утрам приплывала крохалиха с выводком. Позавтракав мелкой рыбешкой и дождевыми червями, уплывала дальше по своим делам. Съемка велась из окна дома.
Читать далее..
3. Жизнь заповедного кордона. Яйлю. Летучая мышь. (Александр Лотов, специалист отдела экологического просвещения, Елена Горбунова, научный сотрудник Алтайского заповедника). Фото
Александр Лотов, сотрудник Алтайского заповедника, стал свидетелем необычного появления летучей мыши (животного казалось бы больше ночного и вечернего) в дневное время на окраине села Яйлю, центральной усадьбы Алтайского заповедника. Фотоаппарат почти всегда с Александром, поэтому ему удалось запечатлеть в подробностях этот интересный момент…. Эта летучая мышь очень похожа на бурого ушана - Plecotus auritus L, 1758. Только для данного вида характерны такие большие уши, поэтому и русское название рода - ушан, а вид - бурый ушан (еще называют обыкновенный ушан).
Читать далее..
4. Жизнь заповедного кордона. Кордон Кокши. Чирок-трескунок. (Сергей Усик). Фото
Эту симпатичную уточку зовут Чирок - трескунок и увидеть её на Телецком озере можно только весной на пролете. В отличие от других видов уток чирки не такие пугливые, поэтому нам повезло лицезреть его в разных ракурсах. Съемка 8 мая 2014 года утром, во время водного патрулирования.
Подробнее..
5. Жизнь заповедного кордона. Воспоминания о Большой воде в Алтайском заповеднике. (Сергей Усик). Фото.
Малый снег - большая вода, говорят старики. Нынешний паводок подтвердил это изречение. Дождевая вода, и какая, 200 мм за неделю стронула коренную. Река за ночь подпрыгнула на два метра. Озеро за четверо суток без малого на 3 метра. В 2010 году подъем в озере был выше на 12 см , но проходил более плавно . А нынче ливни и "низовка" добавили экстрима в нашу таежную жизнь.
Читать дальше …
6. Жизнь заповедного кордона. Медвежьи визиты на кордон Байгазан. (Мирослава Сахневич)
Прожив 25 лет на кордоне, привыкаешь к тому, что каждый год, весной отмечаешь, как просыпается медведь – его рык хорошо слышен в округе. С этого времени начинается регулярное соседство. Медведь ходит совсем близко от жилого дома, не боясь ни лая собаки, ни доносящихся звуков, ни чуждых ему запахов. Сколько раз приходилось наблюдать последствия таких визитов - прогрызенный во многих местах водопроводный шланг, сорванный и подранный рубероид, попорченные канистры с бензином. В этом году в гости начала приходить медведица с двумя медвежатами-сеголетками.
Читать дальше
7. Жизнь заповедного кордона. Кордон Беле. Дикий сосед из заповедного леса. (Юрий Калинкин, научный сотрудник Алтайского заповедника)
Вернувшись с тайги, я начал расспрашивать о нем жителей кордона, но все говорили по- разному, состояние и возраст быка были не ясны. Тогда возникла идея установить фотоловушки. К месту его посещения я принес мороженых яблок, где и удалось его сфотографировать.
Читать дальше..
Рубрика Жизнь в заповедных экспедициях.
Хроники Чульчинского перфоратора. Часть 1.
Истоки нашей небольшой, но очень результативной экспедиции восходят к маю 2014 года, когда мне довелось впервые побывать на Чульче, сопровождая эксперта Большой Байкальской Тропы – Светлану Бузину. Тогда было решено оборудовать наиболее сложные участки тропы до водоската Учар, которая проходит по правому берегу (если это можно вообще назвать берегом!) реки Чульча.
Читать далее..