В конечном счете, важны не годы в вашей жизни,
а жизнь в ваших годах.
Авраам Линкольн.
За окном шумит-ревёт зимний шторм, верховка. Сквозь звон колокольчиков на углах дома слышно, как волны бьются о прибрежные скалы. В кресле похрапывает утомлённый и сытый Солнечный Пёс Рикфорд – родезийский риджбек, волею судьбы оказавшийся на берегах Телецкого озера в Алтайском биосферном заповеднике. От большой кирпичной печи идёт ровное тепло. Как от доброго таёжного костра….
И память уносит на десять лет назад, в долину Аргута. Мы сидим с Адучы у костра и ждём, когда закипит вода в котелке. Снежная метель укрыла горы и скрыла за белой пеленой крутые склоны с пасущимися на них маралами и горными козлами.
Мои фотоаппарат и видеокамера, как и бинокль Адучы, лежат без дела в своих кофрах. Варим чай, ждём улучшения погоды и разговариваем за жизнь. Я рассказываю своему напарнику о Телецком озере, Алтайском заповеднике, о Яйлю, нашей маленькой заповедной деревушке, бестолково разбросанной по берегу озера. Рассказываю о парусных регатах, о походах с детворой по заповеднику, о нашей патрульной группе.
Адучы внимательно слушает, поправляя в костре горящие ветки. Наконец котелок выдаёт клубы ворчливого пара. Я снимаю его с таганка и мой напарник заваривает чай. Сверху укладываем сухие листья горной смородины и пряный аромат разносится ветром по горному склону. Разлив живительный обжигающий напиток по кружкам и бросив в них немного снега, Адучы достаёт из рюкзака пару консервов и буханку хлеба. Большим охотничьим ножом ловко нарезает толстые ломти, а я насаживаю их на прутья жимолости и подвешиваю над углями, которые предварительно выгреб из костра. От таёжного гриля запахло жареным хлебом. Мы представили, как завистливо посмотрели в нашу сторону маралы и рассмеялись. После горячего чая, таёжных гренок со сгущёнкой особенно уютно сидеть у костра, смотреть на всполохи пламени и слушать Адучы. Слушать и мысленно пересказывать его повествование нашим заповедным ребятишкам….
Адучы живёт со своей семьёй в небольшой опрятной алтайской деревне Инегень на берегу бурной реки Аргут. Всю свою жизнь Адучы, как и его предки, пасёт овец и коз. Летом поднимается с отарами высоко в горы-гольцы, а на зиму спускается с ними вниз, в долину Аргута. Когда же выдаётся свободное время, он седлает своего коня и уходит в тайгу на охоту, чтобы добыть мясо для своей семьи. Охотится Адучы на горных козлов-теке и на маралов. Их очень много в этих местах и охота на них разрешена. Своё имя «Адучы» молодой охотник получил от своего деда. Когда он родился, его дедушка и бабушка жили далеко от Инегеня. Но дедушка тут же собрался в дорогу, как только узнал о рождении внука. Он прошёл и проехал много километров, прежде чем достиг долины Аргута и деревни Инегень. Поздним вечером вошёл дедушка в аил, подошёл к спящему внуку, приподнял матрас и положил под него плётку-камчу, чтобы хранила мальчика, будущего воина и охотника, от злых духов. На рукоятки плётки был изображён Ирбис, Снежный Барс. Дедушка наказал молодым родителям назвать внука Адучы – «Стрелок», переночевал и на следующий день отправился домой.
Адучы подрос и стал очень много времени проводить у своего дедушки, который учил его пасти скот и охотится. Внук оказался прилежным учеником и вырос добрым пастухом и удачливым охотником.
Здесь, наверно, следует сказать несколько слов о тех местах, где живёт Адучы и его семья, о долине реки Аргут. Аргутом на Алтае называют бочонок для взбивания масла. И также как пенится сметана, когда из неё взбивают масло, так пенится и вода в Аргуте, перекатываясь через многочисленные камни и падая с большой высоты. Долина реки закрыта со всех сторон высокими скалистыми горами и холодный воздух зимой не проникает в Аргут. Поэтому здесь очень тёплый климат, на крутых склонах много высокой и вкусной травы, среди которой пасутся большие стада горных козлов и маралов. А на самых вершинах, среди вечных снегов, живёт Большая Дикая Кошка – Снежный Барс. Его ещё называют Ирбис. Это очень редкий и красивый зверь. Но встречается Ирбис не только на Алтае. Он живёт и в других горных районах нашего материка Евразия: на Памире и Тянь-Шане, в Гималаях и в Тибете. Местные народы считают Снежного Барса Священным Животным, Духом Гор. И повсюду охота на него запрещена.
Среди алтайцев, как и среди многих других горных народов, живёт древняя традиция: для того, чтобы мальчик стал мужчиной, он должен встретить и победить Снежного Барса. Однако встреча не должна заканчиваться кровопролитием и убийством Ирбиса. Юноша, помня о том, что «лучший бой – это бой, который не состоялся», должен заставить Большую Дикую Кошку уступить ему дорогу. Но очень часто так бывает, что человек из-за своей жадности не может выдержать и при встрече старается убить Снежного Барса ради очень красивой и поэтому очень дорогой шкуры. А так как встретиться в горах среди скал и крутых пропастей с Ирбисом почти невозможно, злые и жадные люди ставят на него петли и капканы.
Адучы учился сложному охотничьему ремеслу у своего дедушки, с трепетным уважением относился к древним традициям своего народа и никогда не ставил петли и капканы на Снежного Барса. Но, как все молодые мужчины их рода, он всегда хотел встретиться с Ирбисом на охотничьей тропе и в равной борьбе померится с ним силой. И встреча эта состоялась, когда Адучы был ещё совсем юным охотником.
Как-то в конце зимы, в феврале, когда день становится длиннее, а солнце греет так сильно, что в каменной долине Аргута просыпаются комары и бабочки, юноша отправился на охоту. У него было разрешение на добычу одного марала. Адучы заседлал коня, загрузил в перемётные сумы-арчимаки продукты и походную утварь со спальником, вскинул карабин за спину, вскочил в седло и не спеша выехал в горы по крутой тропе. Через сутки охотник добрался до места, где всегда встречаются маралы и козлы-теке. На берегу Аргута в пастушьей избушке Адучи оставил снаряжение и продукты, а сам верхом на коне стал подниматься по крутой горной тропе к самым вершинам, где на больших и светлых альпийских лугах паслось стадо маралов. И в одном, очень узком месте, где с одной стороны над тропой нависает огромная скала, а с другой обрывается глубокой пропастью, охотник встретил Снежного Барса. Ирбис неожиданно вышел из-за поворота тропы и замер, нервно хлопая себя по бокам длинным хвостом. Конь под Адучы тоже застыл, как каменный. А рука молодого охотника по уже устоявшейся привычке потянулся за карабином. Дикая Кошка внимательно следила за его движениями, не двигаясь с места. И когда ладонь Адучы уже легла на цевьё карабина и потянула оружие на себя, Что-то или Кто-то ухватился за приклад и не позволил охотнику вскинуть карабин и произвести выстрел. Снежный Барс смотрел прямо в глаза юноше, и, казалось, читал его мысли и желания. Охотник отпустил карабин, но не отвёл взгляда. Время остановилось для двух бойцов – Человека и Зверя, сошедшихся в равном поединке на крутой горной тропе. И вокруг всё замерло в ожидании исхода этой встречи. Тревожно застыли маралы на альпийских лугах. Стих ветер в кронах кедрача. И даже вездесущие неугомонные горные галки затихли и исчезли с небосвода. Сердце Адучы, готовое выскочить из груди в начале встречи, вдруг успокоилось. Молодой охотник почувствовал и поверил, что Ирбис долго не выдержит его взгляда. И Дикая Кошка, словно признав победу молодого охотника, перестала нервно бить себя хвостом, отвела взгляд, протяжно мяукнула и стремительно скрылась среди скал.
Адучы глубоко вздохнул и соскочил с коня. Молча сел на камень и задумался. Он чувствовал, что встреча со Снежным Барсом не прошла даром. Охотником овладело чувство безграничной свободы и уверенности в своих силах, переданные ему Ирбисом во время их поединка. Он чувствовал себя одним целым с окружающим его миром. Однако одна мысль не давала покоя – что же схватило его за руку, когда он потянулся за карабином? Адучы внимательно осмотрел себя, коня, седло и увидел висящую камчу с изображением Снежного Барса на рукоятке. Камчу, которую в день рождения положил под его матрас дедушка для защиты от злых духов и недобрых поступков.
Вот такая история приключилась с молодым охотником. Он встретился со Снежным Барсом и победил его в честном поединке. С тех пор Адучы стал настоящим мужчиной: удачным охотником, хорошим пастухом, верным мужем и добрым отцом. У него растут свои дети и он, как его дедушка, учит их пастушьему и охотничьему ремеслу. И Ирбис – Дух Гор, хранит его семейство.
Сегодня Адучы Анатольевич Белетов работает государственным инспектором по охране в национальном парке «Сайлюгемский», что на стыке границ Китая, Монголии и России. Часть бассейна Аргута, родины Адучы, является кластерным участком национального парка. У Адучы добрая гостеприимная жена и трое детей. Две девочки и мальчик. И сегодня Адучы-«Стрелок» делает всё для того, чтобы его сын, повзрослев, смог встретить в горах Алтая Ирбиса – снежного барса и посмотреть ему в глаза…
Евгений Веселовский.
фото Александр Лотов, Сергей Спицын, Евгений Веселовский