Могучая и богатая природа Алтая с его сливающимися с небом белоснежными горными вершинами, бурными и полноводными реками, труднопроходимой черневой тайгой, исподволь формировала эстетическое чувство, основанное на почитании и благодарности.
Истоки основного, непрерывного существующего верования коренного населения Горного Алтая уходят к древнему шаманизму тюркско-монгольских народов Центральной Азии и Южной Сибири. В процессе исторического развития он эволюционировал, приобретая более сложный и систематизированный характер. Мифологическое сознание скотовода-кочевника связывало в одно целое природу (макрокосмос) и человека (микрокосмос), а образ горы выполнял в этом очень важные функции, играя роль посредника между различными началами и силами (стихиями) мироздания – человеком и природой, небом и землей и т.д.
Как у многих народов мира, у древних тюрков и алтайцев истоки культа восходят к почитанию и обожествлению таких явлений природы, как небо, Земля, солнце, луна и т.д. Так же объектом особого почитания стали грозные и опасные для них природные силы – гром, молния, огонь и небесные силы. Для того чтобы внести элемент управления в процессы взаимодействия грозных сил природы с человеком, древние кочевники разработали процедуры их задабривания.
В мифологии и эпосе алтайцев их горная страна представляется как территория треугольной формы (Уч толыкту Каан Алтай), а высочайшая гора Белуха – «Мировой горой», соединяющей Землю и Небо. По представлениям алтайцев природа и все явления природы олицетворяются ээзи - «хозяева» (дух, божество, покровитель). Все «хозяева» подразделяются по своему иерархическому положению на ряд категорий: «хозяйка Земли», местные ээзи (родовые, территориальные), «хозяева» отдельных гор, водоемов и т. д. В эту систему входят также божества – покровители разных видов хозяйственных занятий, домашнего быта и пр. В конце иерархии находились низшие демоны, населяющие лесные чащобы, пещеры и т.д.
Главным ээзи была Jeр-ээзи – «Хозяйка Земли», символизировавшая плодородие и богатство. В эпосе она представлялась в виде старухи, живущей внутри сакральной горы, но изредка выходившей оттуда, например, по просьбе богатыря-охотника. По земле она перемещалась верхом на огромном горном козле (теке).
Так весь окружающий мир был освоен и населен своими «хозяевами». От их благосклонности зависела судьба семьи, рода и этнотерриториальной группы алтайцев, проживающих в данной местности и веривших, что молитвами и жертвенными дарами можно обеспечить удачу в хозяйственной деятельности и личной жизни.
Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие /редколл. Н.В. Екеев (отв. ред.), Н.М. Екеева, Э.В. Енчинов, НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. – Горно-Алтайск, 2014.
Материал подготовила С.И. Белекова, методист отдела экологического просвещения и познавательного туризма Алтайского заповедника.
Рисунок Н. Чепокова