В первой декаде августа в селе Яйлю, центральной усадьбе Алтайского биосферного заповедника, состоялся выездной пленэр барнаульской Школы-студии «Традиции и Современность». Вдохновителем и организатором пленэра выступил основатель и руководитель студии известный алтайский художник Пиргельди Довлетович Широв. В течение недели сам мэтр и его ученики погружались в природную красоту Телецкого озера и самобытность заповедной деревеньки.
По итогам провели небольшую выставку своих работ на усадьбе одного из сотрудников отдела экологического просвещения Алтайского заповедника, помогавшего участникам пленэра в его проведении.
Для отдыха и «перезагрузки» юным художникам была предоставлена возможность услышать «шёпот живой воды» Алтын-Кёля, осуществив прогулки на байдарках. Помимо этого, для участников пленэра была организована ознакомительная экскурсия на Телецкую станцию подводных исследований (дайвцентр «Зазеркалье»).
Это не первый приезд Широва в Яйлю. Первый раз Пиргельди Довлетович попал в Яйлю в январе 2004 года. В те уже далёкие времена он преподавал в Новоалтайском художественном училище. И писать зимнее Телецкое озеро отправился также со своими учениками. Его коллеги категорически не советовали ему пускаться в эту авантюру, утверждая, что не только краски, но и руки и ноги застынут на пронзительном морозном ветру зимнего Алтын-Кёля. Пиргельди не послушался многочисленных советчиков и на «Урале» - вахтовке спустился со своими учениками с перевала Клык на заповедные берега Яйлю. Спустился и поразился теплоте этих мест, не замораживающей краски, и теплоте человеческих отношений, оставляющих добрую память в сердце о заповедной телецкой деревеньке. Команда художников поселилась в большом деревенском доме сотрудника Алтайского заповедника, и каждый день растекалась по берегам, улочкам и переулкам, творя Вечность на своих холстах. Вечером, по возвращению, юных художников и их творческого вдохновителя ждали горящий огонь в печи, горячий чай с местными травами и горячие гренки.
Потом были выставка работ с запечатлённой Вечность Алтын-Кёля в училище, с которой в Яйлю отправился подарок сельскому клубу – большая картина Пиргельди Широва. Она до сих пор висит в клубе. На ней изображена конюшня Алтайского заповедника. Сейчас уже нет той конюшни, разобрали. А картина есть.
В этот раз, помимо собственно пленэра и организованного досуга, много говорили о возможных вариантах сотрудничества между студией «Традиции и современность» и Алтайским биосферным заповедником. Поэтому уезжали художники с твёрдым намерением возвращаться на заповедные берега вновь и вновь, чтобы силой своего искусства не только нести природную красоту Алтын-Кёля в антропогенные ландшафты российских городов, но приложить усилия для создания в Яйлю «арт-резиденции» художников.
Евгений Веселовский.
Фото автора и участников пленэра.
Этюды.