Заповедник » Публикации о заповеднике » Жизнь в заповедных экспедициях » Жизнь в заповедных экспедициях. Наше маленькое приключение в неизведанных краях.

Жизнь в заповедных экспедициях. Наше маленькое приключение в неизведанных краях

В производственной практике на территории Алтайского биосферного заповедника приняли участие студенты 3 курса географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Лобанов Алексей и Фоменкова Ксения. О своём научно-практическом путешествии по Алтайскому заповеднику, оказавшемуся для них дивной и удивительной страной рассказывают сами участники.

.....Мы остановились на кордоне Байгазан у сотрудников Алтайского биосферного заповедника Мирославы и Вячеслава Сахневич и первые дни потратили на изучение научной литературы, архивов заповедника и обзор окружающей территории. Впечатления, полученные впервые дни, невозможно передать словами, но они навсегда останутся в наших сердцах.
Вначале было трудно представить, как работать: мы привыкли к равнинам, но горы – это другое... Но учиться никогда не поздно. Пора отправляться в путь!

Поход - дело серьезное и не простое, особенно в первый раз. Мы были к нему не готовы умом, но телом вполне, поэтому выдержали все испытания и окрепли духом. Нам не удалось отправиться в путь в первый день, погода была против нас. Поэтому, немного посоветовавшись с госинспектором Игорем Анисимовым, решили дождаться следующего дня и провели ночь на Кордоне Беле. Мы ведь молодые ученые и не можем сидеть на месте. Как только прояснилось, мы сразу отправились исследовать территорию.

Яйлю.

Мы изучили побережье Телецкого озера у кордона Беле. Нас очень заинтересовало геологическое обнажение на побережье, и некоторое время мы потратили на его изучение. Так прошел наш первый день перед серьезным испытанием.

Геологическое обнажение на кордоне Беле.

Следующий день был солнечным, мы собрали вещи и отправились в путь. Это были самые тяжелые 6 км в нашей жизни. Из последних сил, но мы выдержали и достигли вершины гривы Телецкого хребта. После короткого перерыва мы снова принялись за работу, то есть за изучение почв, пообещав сопровождающему выполнить работу за 30-40 минут. Для изучения почв нами применялась методика закладки разрезов*. После этого мы вновь отправились в путь в сторону домика на 12 км, но были крайне удивлены, когда узнали, что вместо обещанных 40 минут, делали работу 2 часа. Время летит незаметно, когда вокруг столько красоты и научных интересов. Вместе посмеялись. Но работа почвоведов такая, никогда не знаешь, сколько она займет времени. Через 6 км пути после гривы мы добрались до домика и были счастливы.

Конь к маршруту готов!

Горячий чай у костра, и вечерние звуки засыпающей природы делают человека по-настоящему счастливым. Именно там удалось нам ощутить состояние внутренней гармонии, спокойствия и любви к нашей первозданной природе.

Наш первый опыт ночёвки в лесном домике можно считать успешным, так как после долгого пути спали мы крепко и утром чувствовали себя превосходно.

Счастливы, что добрались до домика.

Мы быстро привыкли к новым условиям, а пища, приготовленная на костре, казалась невероятно вкусной. Миссия нового дня – исследовать почвы на восточном склоне и успеть добраться до места ночёвки. Работа были успешно проведены, но на пути до Кожлона нас настиг дождь, достаточно сильный. Спасибо нашему госинспектору Игорю, который взял "волшебные", хоть и тяжелые плащи, не раз спасавшие нас от неожиданностей горной погоды.

Важно отметить, что от домика до места ночевки, расположенного у подножия склона, обращенном на хребет Кожлон, идти 2 км по GPS-приемнику, но на самом деле все 6 км. Путь был далеким и тяжелым, немного подвела погода, поэтому вечер мы провели у костра.

Чаепитие после трудного пути.

Это была вторая ночь в маршруте, но уже в палатке, было достаточно непривычно, но комфортно. Мы остались довольны и после завтрака отправились исследовать заболоченные почвы. Следующей целью было покорение отрога Абаканского хребта - хребта Кожлон. Хотелось добраться до вершины и посмотреть на природу Алтая сверху, потому отбор проб решили оставить на обратный путь. Так началось наше покорение Кожлона. Взобравшись на одну вершину, мы видели следующую и шли ее покорять.

Красивый вид!

Снег в июне!

В один момент мы осознали, что погода стала портиться, а вершины мы так и не достигли. Поэтому забив точку в GPS, повернули обратно. Не успели еще спуститься, как нас поймал дождь. Он лил, как из ведра, поэтому пришлось все свои беспокойства и волнения спрятать подальше и двигаться вперед. Географы-почвоведы хорошо выучили урок природы: главное, не останавливаться, а идти вперед. Так проверяется характер человека, так он укрепляет свой дух и свое тело. И мы прошли это испытание, хотя и переволновались. Вернулись к нашему мини-лагерю, мокрые и голодные, остаток дня мы провели у костра. Это было самым верным решением, так как после короткого просветления, небо снова затянули тучи и до следующего дня дождь не заканчивался.

Почти на вершине...

После такого приключения мы спали очень крепко, и ничто не могло нас разбудить, поэтому утром мы чувствовали себя превосходно. И, чтобы снова не попасть под дождь, мы рано отправились на изучение почв Кожлона. К счастью, все 5 разрезов мы успели заложить, хоть немного и подгорели на солнце. Главное было вернуться, пока небо ясное. Мы успели, но через некоторое время всё небо заволокли тучи и подул сильный ветер. Иногда казалось, что дует с нескольких сторон. Начался ливень, от которого нас защищали кедры и мы были им очень благодарны.

И тут Игорь говорит: "Хорошо, хоть града нет".

Ксюша ему отвечает: "Знаете, после такой фразы в Архангельске (2 часть практики 2 курса проходили в Архангельской области) начался град".

Мы все посмеялись. И тут что-то падает на наш походный столик. Это была градинка размером с перепелиное яйцо. У нас начался смех, который было невозможно остановить. Действительно, было слишком неожиданно все это, поэтому вдвойне смешно.

После града!

Когда погода наладилась, мы поняли, что полностью промокли: одежда, спальники, палатка. После короткого совещания, было решено собираться и отправляться в путь, так как в избушке можно было высушить всю одежду и спальники. Вся трудность ситуации заключалась в необходимости провести исследования почв на обратном пути. В путь мы отправились достаточно поздно, но надо было успеть добраться до места ночёвки, пока не стемнело. Благодаря нашей совместной работе были быстро отобраны необходимые образцы. Хотя погода была не на нашей стороне, работать приходилось быстро и слаженно. Последнюю почву мы отбирали наощупь. Это необычная ситуация, но она учит приспосабливаться к различным ситуациям, которые, несомненно, встретятся на нашем профессиональном пути. Остаток маршрута мы шли по темноте напролом только с одной целью: дойти до домика. В 10 часов вечера мы были на месте, мокрые и голодные, но счастливые, что добрались.

Вот такая красота нас окружала!

Следующий день был достаточно пасмурным, в любой момент мог начаться дождь. Нам уже нечего было бояться, главное, успеть сделать разрезы. Все-таки покапать успело, к нашему счастью, совсем немного. Поэтому большую часть пути было достаточно солнечно и очень жарко. Приближаясь к Беле, за 1 км до места назначения был сделан последний разрез в этот день. Погода снова успела измениться: солнце скрылось, и подул очень сильный ветер.

Госинспектор Игорь Анисимов на коне!

Так прошел наш маршрут: много эмоций, и только позитивные.

Следующей нашей задачей было исследование рекреационных площадок на 4 кордонах: Челюш, Кокши, Корбу, Яйлю. Все они различаются по природным условиям, поэтому почвы и растительность там разные.

Водопад Корбу!

Было очень интересно посмотреть, как последовательно меняются почвы на исследуемых участках с севера на юг: новый опыт, новые открытия!

В процессе работы.

Следующей целью была обзорная экскурсия в селе Яйлю с целью получения общей информации о центральной усадьбе Алтайского биосферного заповедника.  Елена Фёдоровна Королева, научный сотрудник заповедника, провела нам обзорную экскурсию, где познакомила нас с особенностями Яйлинской террасы.
В последние дни нашего путешествия мы обрабатывали полученный материал и наслаждались природными красотами Алтайского биосферного заповедника.

Хотим выразить ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ руководству заповедника, организатору нашей практики за предоставленную возможность приехать в Алтайский заповедник, и вдохновится прекрасными пейзажами. Все было замечательно, а люди, встретившиеся на нашем пути были добрыми и отзывчивыми! Спасибо за помощь, поддержку, а самое главное, ВПЕЧАТЛЕНИЯ, полученные от практики... Постараемся большую часть увезти с собой!!!

*Для изучения и определения почв в природе, установления границ между различными почвами, взятия образцов для анализов закладывают специальные выемки, которые принято называть почвенными разрезами. Они бывают трех типов; полные (основные) разрезы, полуямы (контрольные), прикопки (поверхностные). В исследованиях почв Алтайского биосферного заповедника был выбран оптимальный и не наносящий вреда природным объектам метод прикопки, или мелких поверхностных разрезов глубиною менее 75 см, которые служат главным образом для уточнения почвенных границ. Кроме того, в ходе работ описываются основные характеристики почв: структура, плотность, включения, новообразования. После завершения полевых работ, площадка приводится к ее первоначальному состоянию, вынутая почва возвращается обратно, утрамбовывается и покрывается снятым дерном.