Заповедник » Публикации о заповеднике » Традиции заповедного Алтая » Экологическая культура в народных традициях.

Экологическая культура в народных традициях.

Религиозные и экологические знания народов имеют разные формы своего отражения. Экологические знания алтайцев являются одной из уникальных форм, которое выражается в бережном отношении к растениям, животным и другим живым организмам. Экологическое сознание алтайцев тесно связано с религиозной культурой, согласно которой многие алтайские рода (сеоки) произошли от гор, животных и растений. Они названы тотемами.

Объектами родового поклонения – тотемами – являются: священная гора «тёс тайга» или «байлу тайга»; животное или птица «байлу ан», «байлу куш» (род иркит почитает барана, орла; кыпчак – змею, ястреба, сороку; кёбёк – зайца; тонжоон – лошадь; майман – собаку); дерево или кустарник «байлу агаш» (кедр «мёш», лиственница «тыт агаш» и можжевельник «арчын» у рода кёбёк и саал, сосна «карагай» – оргончы, жимолость «ыргай», береза «кайын» – иркит, комдош, сойон, жимолость «ыргай» – тодош).

Наряду с животным миром почитался растительный мир Алтая – деревья и кустарники, т.к. они, как и все живые существа обладали душой, а некоторые из них являлись тотемами, например, жимолость (ыргай) и береза (кайын) у рода иркит и комдош, ель (чиби) – у jус, осина (аспак) – у тубаларов. Человеку запрещалось рвать цветы, молодые поросли кустарников, рубить дерево своего рода, а если это случалось, то рубка дерева сопровождалось извинительными речами.

Тождество человеческого и природного миров реализуется в многочисленных сюжетах о происхождении родовых коллективов от птиц, зверей и растений. Например, о роде иркит говорят: «Адазы ыргай, энези – кайын» («Отец – жимолость, мать – береза»). Объяснением этому служит легенда о том, что в годы войны, когда мужчины ушли на охоту, а женщины остались одни дома, на них напали враги и увели их плен. Одна из матерей, чтобы спасти свое дитя, оставила его в лесу под березой, предварительно сделав не ней надрез, с которого стекал сок березы, заменивший ребенку молоко матери. Поэтому иркиты к березе относятся как к матери. Согласно другой легенде во время войн иркитов спасла жимолость, так как врагам издалека ошибочно показалось, что им противостоит целая армия воинов, и они отступили, а это были заросли жимолости. К особо почитаемым животным и птицам алтайцев относятся собака, медведь, конь, беркут, кукушка, орел.

Все эти примеры еще раз доказывают, что великая мудрость живет в духовности и образе жизни алтайцев, которые в течение многих веков, почитая и поклоняясь горам, рекам, аржанам и другим объекты природы Алтая создали особую философию отношений с природой, характеризующую понимание, ощущение полного равновесия, гармонии природы и человека.

Иллюстрации: художника Таракая (Николая Чепокова)

«Топонимия как форма отражения религиозной и экологической культуры алтайцев», Екеева Э.В. доцент кафедры экономической географии Горно-Алтайского государственного университета, кандидат педагогических наук.

https://www.livemaster.ru/topic/1187647-udivitelnyj-mir-tarakaya


Читайте также:
 
 

Расскажите о нас

Алтайский заповедник Разместите наш баннер