Заповедник » Публикации о заповеднике » Традиции заповедного Алтая » ТОТЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ТОТЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

В Республике Алтай проживают представители более 80 сööков – родов. Каждый род алтайцев имеет покровительствующее ему божество, называемое тöс, священную гору - тöс-тайга или байлу-тайга, священных животных и птицу, дерево или кустарник, называемых байлу-аҥы, байлу-кужы, байлу-агажы. Обожествление природы относится к элементам тотемного* культа.

Существует три основные функции родовых божеств:

1) созидательная – сотворение зародышей всего живого на земле: душ (сус) человека и скота (тын), а также других животных, птиц, насекомых, растений, деревьев;
2) охранительная;
3) посредническая – заступничество перед другими божествами.

К родовым божествам обращаются при переходе через высокие перевалы, при переправе через реки, при внезапном испуге.

Кроме родовых священных животных и растений есть еще и общие алтайские тотемные растения, к которым бережно относятся, почитают и используют в быту как лечебный, так и пищевой продукт.

Например, можжевельник – считается самым священным, особо почитаемым, этнически значимым растением.

Алтайцы верят, что можжевельник (арчын) обладает особой чистотой и священностью. Зажженной веточкой арчына окуривают больного человека, очищают жилище, колыбель, очаг; используют при сватовстве и как лекарство.

Береза (кайыҥ) популярна в алтайской культуре: шаманизме, эпосе, народном фольклоре, повседневной жизни, используют при свадебных обрядах. Ее считают священным деревом, и привязывают белые ленточки (jалама). Береза – родовое дерево алтайских сööков: майман, иркит, кыпчак, комдош. Вера в сакральное свойство и чистоту березы с особой силой проявляется в повседневной жизни. Березу срубают в двух случаях: с рождением ребенка – колыбель для новорожденного и для проведения свадебных обрядов. Но, перед тем как срубить дерево, человек просит прощение у него, окропляет молоком и повязывает белые ленточки.

В культуре алтайцев кедр (мööш) – священное, пищевое, используемое в быту, лекарственное растение. Особенно кедр почитают алтайские рода: тодош, моол. На кедр тоже привязывают белые ленточки (jалама). Орехи кедра используют как пищу, и делают масло. Из ветвей кедра делают настой, который используют в качестве компресса при головных болях.


Среди священных животных алтайских родов являются марал – сööка  тöлöс, волк – кыпчак, медведь – майман, северный олень – у чапты, косуля – кöбöк и др.

Так северный олень считается священным животным рода чапты и занесен в Красную книгу Республики Алтай. Алтайское название ак-киик. Наиболее крупная по запасам группировка населяет угодья по правобережью р. Лебедь (правый приток Бии) и территория Алтайского биосферного заповедника.

Запрет убивать то или иное животное не может служить убедительным аргументом для внесения этого животного в ряд тотемных, так как все животные, птицы, насекомые обладают жизненной силой (тын), а потому их жизнь равноценна жизни человека, считают алтайцы.

Немаловажную роль в запрещении убивать какое-либо животное играли представления, относившиеся к календарю 12- летнего животного цикла. Согласно этим представлениям, человеку запрещалось убивать животное, под знаком которого он родился. Так представителям рода иркит, запрещалось притрагиваться к внутренностям заколотого барана, разделывать череп, что относится к числу тотемных запретов.

Покровителем иркитов считался также орел (мÿркÿт). Полагают, что в случае опасности или болезни он создавал человеку «защитный пояс». Роду тоҥжон оказывает покровительство лошадь, а у тöлöсов – сыгын (марал). «Своих» животных – покровителей запрещалось убивать, плохое обращение с ними могло навлечь на человека и его потомков гнев и привести к смерти последних.

Уникальность тотемных растений Алтая, наличие у каждого сööка своего священного животного и почитание его, бережное отношение к ним играет немаловажную роль в сохранении биоразнообразия на Алтае.

*тотем – животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания. 

Мананкова Т.И., Садукова А.А. СВЯЩЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И ВОПРОСЫ ИХ ОХРАНЫ/ г.Горно-Алтайск/ ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет»

Картина Г.И. Чорос-Гуркина "Камлание".


Читайте также:
 
 

Расскажите о нас

Алтайский заповедник Разместите наш баннер