Заповедник » Публикации о заповеднике » Традиции заповедного Алтая

Традиции заповедного Алтая

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
Михаил Ломоносов

Алтайский государственный природный биосферный заповедник - это не только федеральная структура, призванная охранять природу, но и, что немаловажно, это биосферная территория, включающая зоны сотрудничества - Турочакский и Улаганский муниципальные районы Республики Алтай, это изучение и создание условий гармоничного взаимодействия природы и человека. Бесспорно, природа Горного Алтая сохранилась благодаря культурно-этническим заповедям, природосообразному образу жизни коренного населения, продолжающего и сегодня сохранять свои традиции, выстроенные на бережном отношении к природе. Многогранность и мудрость традиций заповедного Алтая – есть бесценный дар наших предков, с которым мы хотим Вас знакомить. Рубрику ведёт Светлана Белекова. 

Действительно, кто забывает и слепо отвергает свое прошлое, тот остается без будущего. Это относится как к отдельному человеку, так и ко всему государству в целом. Если страна не сохраняет свои традиции, то люди будут перенимать культуру и устои других стран. В большинстве случаев это не приводит к хорошим результатам. Из-за бездумного следования чужим нормам возникли многие современные проблемы общества. С другой стороны, заимствование и развитие нововведений являются неотъемлемой частью прогресса всего человечества. Так что же нам оставить в прошлом, а что взять с собой в будущее? Вот уже более 30 лет я занимаюсь краеведением и подтолкнула меня к этому занятию легенда «О сожжении Галдан-Цэрэн ханом камов», где один из персонажей является моим 9-прадедушкой. Наше историко-культурное наследие, дает нам представление о том, кто мы, к чему стремимся, чего достигли, чем отличаемся от других. Без знания и уважения к истории и культурных традиций, не сформировать единой цели, а без этого мы никто и идём в никуда. Это важно – изучать и передавать народные традиции! Затем, уже имея эти знания, каждый сам для себя определит, что взять с собой в будущее.







В старину, в далекую старину, все птицы жили на юге, и весной на Алтае пели только горные ручьи и реки. Однажды эту весеннюю песню воды принес в теплые края северный ветер. Всполошились птицы:- Кто так славно поет, кто звенит, ни днем ни ночью не умолкает? Какая радость случилась, какое счастье пришло на Алтай? Однако лететь в неведомую страну было страшно. Напрасно уговаривал беркут скворцов и трясогузок, дроздов и кукушек. Отказались пуститься на север мудрые совы, нежные зяблики, серые гуси, свирепый ястреб. Лишь синичка отважилась. Взмахнула крыльями и полетела. ...
Подробнее »
 
Месяц апрель алтай-кижи называют кандык ай. Интересна интерпретация названия месяца у теленгитов, которые апрель называют месяцем удода (бöлдин), так как эти птицы прилетают именно в апреле для создания семьи и размножения.Удод (Upupa epops) - небольшая птица, величиной несколько мельче голубя, с длинным тонким, слегка изогнутым вниз клювом, с пестрой окраской, в которой красиво сочетаются глинисто-ржавчатые, черные и белые цвета. На голове большой хохол. Называют его лесным петушком. Обитает в Центральной и Южной Европе, Китае, Северной Африке, Сибири.(1) Встречается удод и на ...
Подробнее »
 
В одном из материалов рубрики мы рассказывали об основах родства у алтайцев, которое заключается в родовой принадлежности к определенному сёоку (сööк). Исходя из этнографических данных, для каждого рода существовала своя тамга (таҥма). Применение тамги в обиходе было многообразно. Ими пятнали табуны лошадей, размежевывали земельные и пастбищные наделы, закрепляли личное имущество, делали подписи на документах и т.д. По тамгам, высеченным на каменных стелах местных святилищ, определяли этногенетические процессы и направление миграций отдельных племен и родов. Кроме того, высекание тамги на ...
Подробнее »
 
В традиционном алтайском календаре существует две системы исчисления начала года: 1) связанная с природно-климатическим и хозяйственным циклом; 2) лунно-солнечная, связывающая наступление года с новолунием между 23 января и 13 февраля. Исходя из первой системы, год начинается с марта прихода весны и оживления природы. В марте деревья освобождаются из-под снега, день пребывает на шесть армакчы арканов*. В марте праздновали праздник jылгаяк (праздник катания), проводы старого года и пожелания скорейшего наступления весны.*АРКА́Н (тюрк. Arkan) длинная верёвка с подвижной петлей на ...
Подробнее »
 
Кун эбирбес кулер туу, Бронзовая гора, которую солнцу не обойти, Ай эбирбес алтын туу, Золотая гора, которую месяцу не обойти. Аба jажыл jалбракту, С вечнозелеными листьями Ару Кан-Алтайым! Священный Кан-Алтай! Ал ажузынан беригер, От многих перевалов дайте Алтай Кудайым алкыш беригер. Алтай, мой Бог, благословение. Алтай алкыштан Из алтайских благословенийКак мы уже рассказывали, алтайский Новый год проводится с началом новолуния в конце февраля начале марта и называется Чага байрам. В 2017 году Чага байрам проводится 4 февраля. По традиции празднование начинают рано ...
Подробнее »
 
Февраль у южных алтайцев (алтай-кижи) месяц горной овцы (кочкор ай), у северных алтайцев (туба, кумандинцев, чалканцев) месяц ветра (чель или чиин ай, чель ай). Знания народной метеорологии основываются на характере жизнедеятельности этноса, на многовековом опыте наблюдений за широким кругом явлений природы, за поведением животных.Зима: к морозам зимой (ай кулактанза букв. луна с ушами), если, звезды ярко сверкают и, если у крупнорогатого скота обильный водопой; если лошади, собаки катаются по земле.Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие /редколл. Н ...
Подробнее »
 
На протяжении многих веков алтайцы и их предки жили в гармонии с природой, почитая и уважая её законы, весь жизненный уклад основывался на одухотворении окружающей природы. «Нельзя рвать цветы на поляне, ломать ветви, срубать молодые деревца, иначе оскудеет Алтай. Цветы, деревья и травы, потеряв веру и надежду, покинут нас» - так, алтайцы с раннего детства внушают детям, воспитывая бережное отношение к окружающей природе. Коренные жители Алтая верили, что стихийные силы природы имеют своих духов-хозяев, с которыми человеку нужно жить в гармонии. С этой целью они ...
Подробнее »
 
Январь у алтай-кижи месяц жалящих морозов или белый месяц (чаган ай), у туба обманчивый месяц (тöгöнöк ай), у чалканцев месяц малого мороза (кижу кырлащь ай). http://altai-mountains.ru/articles/?idnews=4079 Суразаков Борис Владимирович Зимний пейзаж. 1996
Подробнее »
 
Как и другие народы, использовавшие календарь 12-летнего животного цикла, алтайцы выделяли годы хорошие (благоприятные), неблагоприятные и средние для жизнедеятельности природы и человека. Однако характеристики одного и того же года у разных народов часто не совпадают. В этом, вероятно, заключается специфика, обусловленная различием природно-климатических зон и хозяйственно-культурных типов, определяющая календарь каждого конкретного народа. Алтайский календарь включает год мыши (чычкан jыл), коровы (уй или ийнек jыл), барса (бар jыл), зайца (койон jыл), дракона (улуу jыл), змеи (jылан ...
Подробнее »
 
В Республике Алтай проживают представители более 80 сööков родов. Каждый род алтайцев имеет покровительствующее ему божество, называемое тöс, священную гору - тöс-тайга или байлу-тайга, священных животных и птицу, дерево или кустарник, называемых байлу-аҥы, байлу-кужы, байлу-агажы. Обожествление природы относится к элементам тотемного* культа. Существует три основные функции родовых божеств: 1) созидательная сотворение зародышей всего живого на земле: душ (сус) человека и скота (тын), а также других животных, птиц, насекомых, растений, деревьев; 2) охранительная; 3) посредническая  ...
Подробнее »
 
Декабрь алтай-кижи именуют зимним месяцем косули (кышкы куран ай), туба малого мороза (кичу кырлач ай), чалканцы большого мороза (улу кырлащ ай). Кумандинцы же, называя декабрь улу кырлаш ай, обозначают его как старший морозный месяц. Источник Картина Г.И. Чорос-Гуркина Катунь зимой .
Подробнее »
 
Ноябрь месяц малого ветра или согласно другой интерпретации месяц вхождения силы мороза (кучурген ай). Туба прозвали его месяцем большого мороза (улу кырлащ или кырлач), чалканцы месяцем старушек (куртынак ай), поскольку дни настолько короткие, что бабушки не успевают завязать свои пояса. http://altai-mountains.ru/articles/?idnews=4079 Иллюстрация - «Первый снег» Г.И. Чорос-Гуркин
Подробнее »
 
Предлагаем вниманию читателей стихотворный вариант «Легенды о Золотом озере». Эта легенда одна из немногих, что повествует о том, почему алтайское озеро имеет два названия Золотое и Телецкое. В свое время поэт Борис Укачин не успел осуществить поэтический вариант этой легенды на алтайском языке, но замысел отца продолжил его сын Амыр Укачин.В изложении Амыра Укачина Русский стихотворный пересказ Ильи Фонякова На Алтае, среди живописных долин (Если смотришь оттуда, где птицы парят), На Алтае, среди белоснежных вершин (если смотришь оттуда, где звезды горят) Золотое ...
Подробнее »
 
Октябрь у алтай-кижи месяц большого ветра (орок ай), у туба лыж (щана ай), у чалканцев обжига колосьев (урьтун ай), у кумандинцев ак палык ай (месяц, когда рыба плывет вниз по течению).http://altai-mountains.ru/articles/?idnews=4079 Фото - Елена Панфило
Подробнее »
 
В книге «Телецкое озеро. Очерки истории» Валенина Селегея о происхождении названия Телецкого озера пишется «… Зимой 1633 года через бассейн реки Кондома, Лебедь и верхней Бии впервые на Телецкое озеро прошел на лыжах отряд кузнецких казаков во главе с сыном боярским Петром Собанским, который и назвал озеро «Телесским» по имени алтайского племени «телесов», обитавших на его берегах, хотя местные жители именовали озеро «Алтын-кёль», а джунгары «Алтын-нор» (Золотое озеро)…».(1). В последней четверти XIX в ...
Подробнее »
 
Сентябрь у алтай-кижи месяц косули (куски куран ай), у туба месяц марала (сыгын ай), так как в этот период у них начинается гон. У чалканцев начало осени месяц тропинки (орок ай), так как от постоянного хождения к пашням образуются узкие дорожки.Источник Иллюстрация - Н. Чепоков. СЕНТЯБРЬ. ОСЕННИЙ МЕСЯЦ МАРАЛА
Подробнее »
 
Сööк-тайагы аданаң, Кан-балтыры эненең. Кости-опора (скелет) от отца, Кровь-мышцы (плоть) от матери. (народная поговорка) В основе родства у алтайцев лежит родовое начало, в силу того, что каждый относит себя к определенному сёоку (сööк), передающемуся от отца. Сёок буквально означает «кость» и соответствует понятию «род». По переписи 1897 г. у алтайцев насчитывалось 68 сёоков. В середине XX в. Л.П. Потапов зафиксировал 53 сёока. Наиболее распространенными родами являются кыпчак, тöлöс, майман, тодош, иркит. Остальные малочисленны. Большинство сёоков дробится ...
Подробнее »
 
Игра - это неотъемлемая часть детства. Игра обладает поразительным воспитательным потенциалом. Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. (1)Игра «Бöрӱ.ле айгыр» (волк и жеребец) Игроки становятся «табуном», одного выбирают «жеребцом». Их ...
Подробнее »
 
Летний месяц самца косули (jайгы куран ай) так называется август у алтай-кижи, у чалканцев это месяц сенокоса (пичен щабар ай) (1), у кумандинцев - чаргы ай (месяц решения духов) (2). 1. http://altai-mountains.ru/articles/?idnews=4079 2. Культурология традиционных сообществ: конкурсные работы молодых ученых. /Отв. ред. М.Л. Бережнова. Омск, 2002. С. 120-130.
Подробнее »
 
Религиозные и экологические знания народов имеют разные формы своего отражения. Экологические знания алтайцев являются одной из уникальных форм, которое выражается в бережном отношении к растениям, животным и другим живым организмам. Экологическое сознание алтайцев тесно связано с религиозной культурой, согласно которой многие алтайские рода (сеоки) произошли от гор, животных и растений. Они названы тотемами.Объектами родового поклонения тотемами являются: священная гора «тёс тайга» или «байлу тайга»; животное или птица «байлу ан», «байлу куш ...
Подробнее »
 
Праздник народных игр «Эл-Ойын» с алтайского языка переводится как всенародный праздник. Первый Эл-Ойын был организован в 1988 году в селе Ело Онгудайского района. В 1990 году праздник получил статус республиканского и стал проводиться через каждые два года(1). До 2004 года имел статус кочующего. Хозяевами праздника были: 1988 г. село Ело Онгудайского района, 1990 г. село Шыргайты Шебалинского района, 1993 г. село Кырлык Усть-Канского района, 1995 г. село Улаган Улаганского района, 1996 г. село Боочи Онгудайского района, 1998 г. село Корумду Усть-Коксинского ...
Подробнее »
 
Июль у алтай-кижи называется месяцем большой жары (jан изу ай), у улаганских теленгитов месяцем малого ветра (кучурген ай), под которым у алтай-кижи известен ноябрь. У туба этот летний месяц называется пахучим (jиттыг ай), у чалканцев великим или долгим (улуг ай).Источник Картина Г.И. Чорос-Гуркина. Горная долина . 1909 г.
Подробнее »
 
У каждого времени свои неповторимые приметы, которые оставляются для потомков, чтобы не угасла историческая память, не прервалась связь времен и поколений. Приметы древнетюркской эпохи - заросшие кустарником каменные оградки и таинственные курганы, прочерченные на обветренных скалах рисунки и загадочные письмена, каменные изваяния... Все это оставлено кочевниками, некогда жившими на необозримых просторах Сибири и Центральной Азии, создавшими мощные государства, имевшими свою письменность и тесные контакты с цивилизациями юга - от Китая до Византии. Они, точнее их образы, как бы вырастают ...
Подробнее »
 
Месяцем малой жары (кичу изу ай) является июнь для алтай-кижи, у туба и чалканцев месяц сорной травы (от ай). Алтайцы говорят об июне: месяц, в котором «трава уколола глаза лошади» (когда скот досыта наедается на летних выпасах). Это время увеличения надоев и проведения молений jажыл бур (зеленая листва). Теленгиты Улаганского района называют июнь месяцем большого ветра (улурген ай), а алтай-кижи под этим названием подразумевают октябрь.http://altai-mountains.ru/articles/?idnews=4079 Картина Г.И. Чорос-Гуркина «Альпийский луг»
Подробнее »
 
Тогузон кырлу таш ӧргӧӧдин эжигинде Тогус кырлу мӧнӱн чакы бар болуптыр «У двери шестиугольного каменного дворца Стоит (буквально: есть) девятигранная серебряная коновязь» «Маадай-Кара» Алтайский героический эпос - Кай Возникновение коновязей уходит в средневековье, когда формировались предки современных алтайцев теле и тюгю. Они прошли с народом сквозь века и дошли до наших дней. Тюрки во все времена относились к коновязи с особым почтением. Даже когда шли с войной на соседа, они могли позволить себе захватить в плен народ и ...
Подробнее »
 
Месяц май для алтай-кижи месяц кукушки (куук ай), для чалканцев месяц пашни (тарыг ай), у туба месяц кошения травы (jал щабар ай) или месяц кошения травы на пашне (кыра щабар ай).
Подробнее »
 
Алтайские загадки - один из древнейших жанров фольклора. В условиях отсутствия письменности устные загадки в течение веков являлись одним из средств сохранения духовного опыта народа, его верных и точно подмеченных наблюдений над природой вещей. Как и другие проявления народной мудрости - поэтические изречения, загадки учили умению жить, образно мыслить. До наших дней в алтайских загадках сохранились многие традиции скотоводческого и охотничьего быта, отношений между людьми, языковые особенности, тонкие и ценные наблюдения над явлениями природы, столь необходимые в кочевой жизни, то есть ...
Подробнее »
 
Как и вся кухня тюркских народов, алтайская своеобразна и разнообразна, отличается своей естественностью. В пищу употребляются дары природы. В северной и средней части нашего красивейшего уголка заготавливают орех, ягоды, папоротник, слизун* и другие растения. Сейчас наступает период заготовки колбы (черемша). Предлагаем несколько рецептов приготовления колбы.Колба со сметаной 100г. колбы, 1 ст. ложка сметаны, соль по вкусу. Колбу тщательно промывают, очищают от пленок, удаляют листья (когда молодые, можно использовать и листья), мелко нарезать. Добавить соль, перемешать деревянной ...
Подробнее »
 
Второй месяц весны алтай-кижи называли месяцем растения кандык (кандык ай), а также пестрым месяцем (чокыр ай), или сомнительным, то есть ни теплый, ни холодный (эренис ай), у теленгитов это месяц удода (бо лдин ай), у чалканцев бурундука или месяц пашни (тарыг ай), у туба новый месяц (наус ай), или месяц пашни (тарыг ай). Все это сказано об апреле по григорианскому календарю. Алтайцы говорят, что 15 дней апреля относятся к весне и столько же к лету, потому что в это время днем очень тепло, а по утрам и вечерам еще холодно.Источник. P.S: А в Алтайском заповеднике красавец кандык ...
Подробнее »
 
До нашего времени дошло много красивых легенд, песен, сказаний и эпосов алтайского народа, прославляющих красоту Алтая. В сохранившихся приметах и поверьях слышатся отголоски древних обычаев людей, населявших эти места. В представлении алтайцев мир имеет три деления: верхний слой бог (кудай), средний поверхность земли, подземный дьявол (эрлик) [1.]. Основу религиозного мировоззрения алтайцев составляет философия одухотворенности природы, неотъемлемой частью которой является человек. Каждый важный этап в жизни алтайца, будь то рождение ребенка, вступление в семейную жизнь или даже ...
Подробнее »
 
Алтайцы - коренной народ Сибири. Территория их современного расселения это обширная часть Российского Алтая, названного Горным Алтаем. Алтай на протяжении двух тысячелетий нашей эры постоянно входил в состав сменявших друг друга этнополитических образований гуннов, ранних тюрков (теле, тюркут), енисейских кыргызов, кимаков, найманов, монголов. В 1756-1757 гг. алтайцы, бывшие джунгарские подданные, добровольно приняли российское подданство, и основная территория Горного Алтая была присоединена к России. После принятия в 1864-1865 гг. населения двух чуйских теленгитских волостей в ...
Подробнее »
 
Месяц Март алтай-кижи именовали теплым месяцем (тулаан ай)*, челканцы месяцем перевала (ажиг ай), туба бурундука (ко ру к ай кёрюк). Начало нового года ассоциировалось с приходом весны и оживлением природы. В народе известна поговорка: «В месяц тулаан человек, имеющий косы (женщина), не сидит дома, скот, имеющий копыта, не стоит в стойле, зверь, имеющий когти, не лежит в норе». Первая часть поговорки означала празднование прихода нового года, для чего люди сохраняли лучшие мясные и молочные припасы. Родственники и соседи ходили друг к другу в гости. В марте ...
Подробнее »
 
Февраль у южных алтайцев (алтай-кижи) месяц горной овцы (кочкор ай), у северных алтайцев (туба, кумандинцев, чалканцев) месяц ветра (чель или чиин ай, чель ай).Григорий Чорос-Гуркин. Катунь зимой. Холст, масло
Подробнее »
 
Изучение календаря, как системы исчисления времени представляет интерес при рассмотрении традиционных хозяйственных занятий и генетических связей того или иного народа. Традиционный алтайский календарь в малоизмененном виде бытует у алтайцев по сей день. Год (jыл) самая крупная единица измерения времени, состоит из двух больших сезонов: теплого весенне-летнего и холодного осенне-зимнего. Они включают времена года весну (jас), лето (jай), осень (кюс) и зиму (кыш). Год состоит из двенадцати лунных месяцев (ай) по 30 дней (ку н) в каждом. Дополнительный, уравнивающий лунный и ...
Подробнее »
 
Алтайский государственный природный биосферный заповедник - это не только федеральная структура, призванная охранять природу, но и, что немаловажно, это биосферная территория, включающая зоны сотрудничества - Турочакский и Улаганский муниципальные районы Республики Алтай, это изучение и создание условий гармоничного взаимодействия природы и человека. Бесспорно, природа Горного Алтая сохранилась благодаря культурно-этническим заповедям, природосообразному образу жизни коренного населения, продолжающего и сегодня сохранять свои традиции, выстроенные на бережном отношении к природе ...
Подробнее »


 
 

Расскажите о нас

Алтайский заповедник Разместите наш баннер