Коновязь у алтайцев

Тогузон кырлу таш ӧргӧӧдин эжигинде
Тогус кырлу мӧнӱн чакы бар болуптыр
«У двери шестиугольного каменного дворца
Стоит (буквально: есть) девятигранная серебряная коновязь»
«Маадай-Кара» Алтайский героический эпос - Кай

Возникновение коновязей уходит в средневековье, когда формировались предки современных алтайцев – теле и тюгю. Они прошли с народом сквозь века и дошли до наших дней.
Тюрки во все времена относились к коновязи с особым почтением. Даже когда шли с войной на соседа, они могли позволить себе захватить в плен народ и скот, сжигать жилища, но коновязи не трогали. Они всегда оставляли шанс на возрождение, сохранив коновязь – символ мужчины, символ продолжения рода.

В урочищах и долинах Горного Алтая встречаются старые, покосившиеся, но крепко стоящие коновязи. Они стоят как свидетели, подтверждающие, что на этом месте когда-то стояло жилище кочевника. Коновязь воспета в героическом эпосе, фольклоре алтайцев.

В современное время коновязи не утратили своего значения, так как традиционным занятием алтайцев является разведение домашнего скота, который определяет материальное благополучие семьи. Поэтому без коновязи не обойтись.

Коновязь – по-алтайски – чакы. Корень этого слова – «чак» переводится как «век». Алтайцы считают, что человеческий век равен 72 годам. В тех семьях, где почитаются традиции, дни рождения отмечаются согласно алтайскому календарю раз в 12 лет. Если разделить человеческий век – 72 на 12 получается 6. Следовательно, человек за свой век должен пройти 6 основных этапов. Традиционная коновязь состоит из 6 ступеней.

Коновязь имеет трехмерное устройство: верхушка, устремленная вверх, означает будущее человека; средняя часть-6-ступеней – это настоящая жизнь. На этом уровне коновязи принято ставить тамгу рода; самая нижняя подземная часть-это прошлое, корни рода. Чем устойчивей корень, чем крепче род, тем сильнее человек. В старину, прежде чем создавать семью, строить жилище, устанавливали коновязь. Это говорит о том, что прежде чем жениться, человек должен твердо стоять на ногах.


Из текста обзорной экскурсии по экспозициям Национального музея имени А.В. Анохина Республики Алтай

Составитель: Э.А. Белекова, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Национального музея

Источник фото: АЛТАЙ СÖÖКТÖР
 
 
 



Читайте также:
 
 

Расскажите о нас

Алтайский заповедник Разместите наш баннер