Удобные для проживания территории в пределах Алтайского заповедника осваивались с глубокой древности, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники.
В настоящее время на территории Алтайского биосферного резервата проживают носители нескольких культур: алтайцев, русских и четырех коренных малочисленных народов Алтая (кумандинцы, тубалары, чалканцы и теленгиты).
Представители русского этноса заселили эту территорию в основном в XIX в. Поэтому формирование и структура историко-культурного ландшафта связаны, прежде всего, с алтайскими традиционными формами природопользования, и «наложенными на него» более поздними влияниями европейских (славянских) традиций и систем землепользования. Всё это создает своеобразную мозаичную картину интеграции культурных традиций нескольких народов, зафиксированную в современных культурных ландшафтах (Баденков и др., 2014).
В наши дни невозможно осуществлять охрану природы в отрыве от культурно-исторического наследия. На обширной территории Алтайского биосферного резервата известно большое количество археологических памятников различных эпох. Наиболее известными являются Пазырыкские курганы раннего железного века (Улаганский район), наскальные рисунки эпохи бронзы, изображающие лосей и быков (Турочакский район).
Существенное влияние на культуру и мировоззрение коренного населения оказала деятельность Алтайской духовной миссии Русской православной церкви в конце XIX – начале ХХ века.
В 2007 году было принято совместное решение руководства заповедника и местных жителей о создании визит-центров «Апостолы Алтая», в память о служении и деятельности миссионеров. Первоначально были установлены православные кресты, затем построены храм в Яйлю и часовня на Беле (вместо разрушенной в начале прошлого века). В рамках сотрудничества Алтайского биосферного заповедника с Горноалтайской епархией в 2019 году состоялось историческое событие: впервые более чем за 100 лет в Никольской часовне на кордоне Беле была отслужена Божественная литургия.
Многообещающим объектом для всестороннего научного изучения является нематериальная культура населения: обычаи, формы, представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами коренных малочисленных народов, группами старожилов в качестве части их культурного наследия (религия, фольклор, этнография, топонимика и пр.). Носителями нематериального культурного наследия являются местные жители.
Трифанова С.В., к.и.н., ведущий научный сотрудник Алтайского заповедника