Первая Международная фенологическая школа-семинар «Летопись природы России: фенология»
С 13 по 17 августа 2018 года на территории Центрально-Лесного биосферного заповедника, прошла Первая Международная фенологическая школа-семинар
«Летопись природы России: фенология». В работе школы-семинара приняли участие приняли участие педставители научного и заповедного сообщества. Это представители Министерств природных ресурсов и экологии РФ и Тверской области, члены Русского географического общества, сотрудники Российской Академии Наук, ВУЗ-ов, 20 заповедников и национальных парков России, двух ботанических садов, кроме того, мероприятие посетила ученая из Испании (Университет Овиедо). От Алтайского биосферного заповедника участие принимала сотрудница отдела науки Марьяна Лукашева. Марьяна поделилась своими впечатлениями от участия в фенологической школе-семинаре:
- Мое путешествие было довольно долгим. От города Горно-Алтайска до г. Барнаул – рейсовым автобусом, на следующее утро – перелёт в Москву. Полёт оказался не самым благоприятным, наш самолет попал в зону турбулентности. Но к счастью, добрались мы целыми и невредимыми. Приятно было смотреть на встречающих с рейса самолета людей, но мой маршрут на этом не заканчивался. Поплутав по Москве я все же добралась до места, откуда отходили автобусы до г. Нелидово. Взяв билет, сев в автобус, тронулись в пятичасовой путь. Погода за бортом автобуса то и дело менялась. Через 5 часов езды мы наконец-то приехали в Нелидово, где нас ожидал транспорт
Центрально-Лесного заповедника. На тот момент уже приехало несколько участников, мы познакомились и двинулись по направлению к финишной точке нашего маршрута к поселку
Заповедный. Через час езды мы были уже на месте. Нас встретила одна из организаторов школы-семинара
Шуйская Елена Александровна.
Расселились, затем нас пригласили на ужин, где познакомили с уже ранее прибывшими участниками. Село Заповедное мне понравилось с первого взгляда. Все участники отметили глубокую тишину, ни ветра, ни дождя, где-то вдалеке было слышно пение птиц. После ужина мы пошли на прогулку, где по дороге узнали побольше друг о друге, каждый рассказал о своем ООПТ. Солнце зашло и пора было отдыхать. Завтра предстоит плодотворный день.
Участники семинара. Фото с сайта Центрально-Лесного заповедника.
На семинаре передо мной стояла цель познакомиться с основными понятиями по фенологии, с подходами в проведении фенологических наблюдений, выявить проблемы, связанные с практическим применением фенологических данных и пути их решения, научиться современным математическим методам обработки временных рядов наблюдений.
В ходе школы-семинара было проведено анкетирование участников с целью оценки соответствия содержания семинара ожиданиям участников, а также для определения основных тем для будущих семинаров.
Немного о посёлке Заповедном. В заповеднике работает 60 сотрудников. Поселок был построен еще в 1930 году (за год до создания Центрально-Лесного заповедника). Здесь есть медпункт, магазин и средняя неполная школа (расположена в 25 километрах от села), где учатся семь учеников. Недавно была построена детская площадка. В целом детей в посёлке мало, больше людей старшего возраста. В 70-е годы прошлого века в этих местах было хорошо развито сельское хозяйство. Печи в домах топят дровами. Дороги вблизи села ранее находились во владении Московского леспромхоза, сейчас здесь охранная зона заповедника.
13.08.18
На открытии первой международной фенологической школы-семинара участников поприветствовали директор Центрально-Лесного заповедника
Потемкин Николай Александрович,
Минин Александр Андреевич – председатель оргкомитета школы-семинара, представитель Министерства природных ресурсов Тверской области –
Наумов Андрей Викторович, заместитель директора Информационно-аналитического центра поддержки заповедного дела
Смилевец Демьян Олегович, глава Нелидовского района
Расов Василий Васильевич и заместитель главы Андриапольского района -
Петрова Наталья Викторовна.
Далее школа-семинар приступила к своей работе.
Дольше всех из особо охраняемых природных территорий фенологические наблюдения ведут в Лапландском заповеднике (с 1930 г.), в Кавказском заповеднике (с 1923 г. за животными и сезонными абиотическими явлениями, с 1928 г. - за растениями), в Воронежском заповеднике (метеонаблюдения с 1932 г., растения и животные с 1936 г.), в Окском заповедниек (с 1938 г.), в Печоро-Илычский заповеднике (с 1936-1937 г.), и в Центрально-Лесном заповеднике (с 1937 г.). Старейшие метеостанции продолжают работать в заповедниках: Столбы (с 1926 г.), Алтайском (с 1929 г.), Воронежском (с 1929 г.).
В 1848 г. было создано первое добровольное объединение фенологов в России, и только с 1934 г. фенология стала зарождаться как наука.
Как выяснилось, основным методическим документом на ООПТ является пособие К.П. Филонова, Ю.Д. Нухимовской (1985; 1990) и предлагаемая в нем литература по фенологии - Преображенский С.М., Галахов Н.Н. Фенологические наблюдения. Руководство (1948); Жарков И.В. Простейшие наблюдения в природе (Пособие для наблюдателей заповедников) (1954); Шульц Г.Э. Общая фенология (1981). Практически все сотрудники ООПТ, в том числе и сотрудники научных отделов, осваивают методики фенонаблюдений самостоятельно. Особенно непросто овладевать математическими методами обработки данных. Последний обучающий всероссийский семинар для специалистов ООПТ проходил в Пущино в 1997 г.
Как правило, в заповедниках и нацпарках есть ответственные исполнители (75%). Госинспекторы везде фактически или формально участвуют в сборе фенологических данных, в т.ч. там, где нет ответственных исполнителей. Связи с этим были обозначены следующие проблемы, связанные с фенологическими наблюдениями:
- дефицит квалифицированных кадров. В 95% ООПТ нет штатного фенолога по сбору и обработке фенологических данных. В связи с тем, что в состав книги «Летопись природы» входят обязательные разделы «Погода» и «Календарь природы», на их выполнение назначаются любые специалисты научного отдела или охраны, часто не имеющих практического опыта и методической базы.
- в молодых ООПТ (организованных с 90-х гг. ХХ века) научные отделы, как правило, малочисленны, часто без сильных кадров, многие научно-исследовательские работы проводятся на договорной основе. Фенологические наблюдения не могут проводиться периодически, они должны быть круглогодичными и выполняться по одной методике.
Также были намечены пути решений данных проблем:
- фенологические наблюдения должны стать важным и обязательным сектором образовательных, патриотических и научных работ в России, и в частности на ООПТ.
- необходимо возродить головную организацию национальной Фенологической сети по сбору, хранению, оцифровке, анализу имеющихся данных, а также прогнозу.
- создать региональные Фенологические центры в федеральных округах РФ (по примеру региональных центров СОПР).
- государственная поддержка через Минприроды и Министерство образования информационных ресурсов по фенологии, обучающих школ-семинаров для сотрудников ООПТ и других организаций, а также для педагогов дошкольного и школьного образования.
Также в первый день были представлены опыт и методики ведения фенологических наблюдений на территории разных ООПТ (заповедниках, нацпарках, природных парков и ботанических садов).
14.08.18
Второй день школы-семинара также был посвящен основным проблемам фенологии, были зачитаны доклады участников. Был организован круглый стол со специалистами, на котором были отражены теоретические вопросы фенологии в России, организация фенонаблюдений, унификация сбора данных.
Во второй половине дня была организована фенологическая экскурсия со специалистами на верховое болото
«Старосельский Мох» которому более 10 тыс. лет.
Общая протяженность экологической тропы составляет 4,4 км, на время прохождения маршрута ушло порядка 4-х часов. Минаева Татьяна Юрьевна рассказала об истории формирования болотного комплекса, специфике растительных сообществ болот и познакомила нас с историей и этнографией последней, исчезнувшей с территории заповедника деревни, дала характеристику флоры и фауны различных биоценозов, характерных для южной тайги.
По ходу маршрута мы осмотрели будку для наблюдения за токовым поведением тетерева и серого журавля, наблюдательную вышку и частично сохранившиеся усадебные постройки последних жителей.
Подробно рассказали нам о приборе, который проводит мониторинг за «дыханием» болот.
Ознакомились со значением болот:
- болото - дом для многих уникальных живых организмов, которые тесно взаимосвязаны между собой;
- болото - место отдыха на пути перелетных птиц;
- образование торфа;
- мох сфагнум (от греч. «губка») - способен впитывать и сохранять в 30-40 раз больше воды, чем весит сам. Ежегодно он увеличивается на 3 см;
-сфагнум обладает бактерицидными свойствами.
Оказывается на территории заповедника подкармливают медведей, т.е. засевают поля овсом. Это дает возможность наблюдать за животным из засидок. Такая подкормка помогает избавить от непрошенного гостя в населенных пунктах. В заповеднике насчитывается около 70 медведей при том, при общей площадиТ 24 447 га и 46 061 га охранной зоны.
15.08.18
В первой половине дня был организован круглый стол и продолжены вопросы и обсуждения вчерашнего дня. Была намечена резолюция. В ходе обсуждения было решено создать фенологическую рабочую группу, которая должна будет разработать единую систему и методику фенологических наблюдений, а также единые способы их обработки. В рабочую группу заявили свое желание вступить следующие участники:
Минин А.А. (председатель оргкомитета школы-семинар)
Федотова В.Г. (Ботанический институт им. В.Л. Комарова)
Янцер О.В. (Уральский государственный педагогический университет)
Буйволов Ю.А. (Приокско-террасный заповедник)
Сапельникова И.И. (Воронежский заповедник)
Шуйская Е.А. (Центрально-Лесной заповедник)
Гонтарь О.Б. (Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А.Аврорина)
Лаврова Т.В. (Ботанический сад МГУ)
Беляева Н.В. (Висимский заповедник)
Хохряков В.Р. (национальный парк «Смоленское Поозерье»)
Во второй половине дня нам была предложена небольшая экскурсия по экологической тропе протяженность 900 м
«Тайны Оковского леса», где нас ознакомили с его обитателями (пальчатокоренник пятнистый, страусник обыкновенный, дятел, мухоловки и т.д.).
Также мы посетили музей природы.
В музее представлены чучела кабана, лисицы, волка, молодого медведя, лося и множество пернатых обитателей здешних мест, ну и, конечно, насекомые. Также в музее имеются спилы различных видов деревьев разных возрастов. Процесс формирования болот хорошо показывает макет.
По окончанию осмотра музея нам предложили посетить Визит-центр заповедника, где представлена история создания Центрально-Лесного заповедника, его директора, информация о работе отделов, описание всех троп. Выяснили, что в заповеднике проводят научные исследования по 5 темам и 40 разделам. Они направлены на комплексное и многолетнее изучение природной среды. Результаты исследований представляются в виде научных статей.
С 1985 года Центрально-Лесной заповедник включен в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО и в соответствии с рекомендациями Севильской стратегии его территории имеет 3 зоны: ядро, буферная зона, зона сотрудничества.
16.08.18
С утра была организована экологическая экскурсия со специалистами в Ельник кисличный на пробную ветровую площадку.
С 1985 здесь стоит метеостанция с двумя самописцами. Вокруг нее расположены метровые площадки для фенонаблюдений за 12-ю видами растений, которые ведутся с 1972 г.
Нас познакомили с методом комплексных (суммированных) фенологических характеристик (СХФ) и его камеральной обработкой. По приходу с экскурсии начались лекции Янцер О.В. о количественном методе фенологических исследований по В.А. Ботманову. Были представлены расчеты и примеры обработки данных с помощью программы Exсel.
В итоге, в ходе фенологической школы-семинара мы познакомились с классическим (первичным) методом фенологических наблюдений - определение значения элемента времени при заранее заданных элементах места и фенологического состояния, т.е. фиксируется две даты: последняя, когда заданное сезонное явление еще не наблюдалось – «а», и дату «б», когда явление было отмечено впервые.
С описательным методам - наблюдатель характеризует фенологическое состояние объекта наблюдения на конкретный день в определенном месте. Метод подразделяется на Первичный и Интегральный.
а) первичный описательный метод - фенологическое состояние объекта характеризуется словесно, без подсчетов, момент сезонного развития объекта ограничивается с двух сторон: последнее из уже пройденных и первое из еще не наступивших фенологических состояний,
б) интегральный описательный метод - фенологическое состояние объекта на выбранном участке в день наблюдения оценивается процентом учетных единиц, перешедших межу.
С методам СВХ – дает возможность отслеживать тенденции фенологических изменений растительных сообществ во времени и пространстве, информация выражена в краткой цифровой форме, поддающейся математической обработке.
С индикаторами урожайности - характеризуют вещественный показатель фенологического состояния объекта в данный день на обследуемой территории.
С экометрическим методом - определение значения элемента места при заданных значениях времени и фенологического состояния объекта, территория разбивается на зоны с разным фенологическим состоянием объекта. У каждого метода были рассмотрены основные понятия, как применяется, плюсы и минусы.
Фото Е. Линник
Общим решением мы пришли к выводу, что фенологические данные нужно публиковать в открытом доступе. Было предложено ежегодно публиковать Календарь природы, например, как это сделали в заповедниках Пасвик, Кандалакшском и Лапландском заповедниках.
Для себя я сделала вывод о том, что все работники особо охраняемых природных территорий интересные и очень творческие личности, которые понимают и ценят природу. Было приятно познакомиться с единомышленниками и людьми, которые делают столь важную работу в заповедниках.
Фото Е. Линник
Так как я только начинаю свою деятельность на особо охраняемой природной территории, эта поездка помогла мне на конкретных примерах представить подходы в своей будущей работе. Думаю мне помогут и сведения из литературы, которые описывают подходы и обработку наблюдений.
Фото Есенгельденовой А.Ю.
Особенно мне понравились познавательные экскурсии по болотам. Было любопытно увидеть своими глазами как работают сотрудники заповедника над изучением этой «кладовой» природы.
С благодарностью хочу отметить чуткое отношение организаторов фенологической школы-семинар.
Благодаря данной поездке передо мной более четко стали проясняться цели моей будущей работы. И в перспективе хотелось бы сотрудничать с моими новыми знакомыми из других ООПТ, которые являются специалистами высокого уровня!
Текст и фото - Лукашева Марьяна Александровна