Родовая тамга
В одном из материалов рубрики мы рассказывали об основах родства у алтайцев, которое заключается в родовой принадлежности к определенному сёоку (сööк). Исходя из этнографических данных, для каждого рода существовала своя тамга (таҥма).
Применение тамги в обиходе было многообразно. Ими пятнали табуны лошадей, размежевывали земельные и пастбищные наделы, закрепляли личное имущество, делали подписи на документах и т.д. По тамгам, высеченным на каменных стелах местных святилищ, определяли этногенетические процессы и направление миграций отдельных племен и родов. Кроме того, высекание тамги на курганных памятниках подтверждало пребывание родовой общины в данной местности. В то же время присутствие тамги на почитаемых местах показывало их сакральное значение. Считается, что местные народы оставляли их во времена священных праздников при совершении молебнов. В древние времена, как отмечают исследователи, актуальной была не только сакральная функция тамги, но и защитная. Например, крест и круг применялись с целью защиты людей от злых духов и потусторонних отрицательных сил.
Рассмотрим формы древнейших и наиболее распространенных тамг у тюрков Саян-Алтая. Первым среди них выступает крест. В символике данного знака отражались идеи мирового центра и точка соединения между Небесами и Землей, т.е. между двумя мирами; космическая ось, космическое дерево, гора, лестница и др. В большом количестве крест и его производные бытовали у хакасских и алтайских сööков. Близким по значению к нему была тамга «гусь» - кас (свастика). Данный знак известен с древних времен, широко использовался в культуре многих народов и выступал символом движения, бесконечности, жизни, солнца, благополучия. Весьма интересно значение слова «свастика» от древнеиндийского «su», означавшего «связанное с благом». Она выполняла различные функции: от предметов повседневного быта до использования герба. Основной и общеизвестной формой тамги выступает графическое изображение креста с загнутыми под прямым углом четырьмя концами, или левосторонней свастикой. Бытовали весьма различные варианты тамги. По всей территории Саяно-Алтая нередко встречалась правосторонняя свастика. У хакасов и алтайцев известность получила свастика с наклоном в левую сторону.
Вестник Томского государственного университета. 2016. № 411. С. 158–164. DOI: 10.17223/15617793/411/21 УДК 392 А.Ч. Тюлюш ИСТОРИЯ БЫТОВАНИЯ ТАМГОВЫХ ЗНАКОВ У ТЮРКОВ САЯНО-АЛТАЯ
Изображение всадника, восседающего на лошади, под ними — ползущая змея. На бедре коня тамга в виде буквы «Т». Точечная выбивка с частичной прошлифовкой линий на массивном обломке песчаника.
Источник: Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов./ Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев. – М.: Изд-во Наука, главная редакция восточной литературы, 1980.
http://museumsrussian.blogspot.ru/2013/05/blog-post_8723.html