Заповедная эпопея, или сказ про то, как опергруппа ездила хариуса на Джулуколе охранять. Часть1.
Сергей Абрамов, начальник оперативной группы Алтайского биосферного заповедника, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды:
Джулуколь – высокогорное озеро, второе по величине после Телецкого озера в Республике Алтай, самое крупное нерестилище хариуса, расположенное в Алтайском биосферном заповеднике. Это описание встречается почти повсюду, но мало кто знает, что Джулуколь это не только озеро – это целая горная страна, озерный край, место сакральной силы, живущее по своим законам. Тот, кто побывал здесь однажды, обязательно захочет вернуться вновь. Хотя бы для того, чтобы полюбоваться закатами озера, которые вряд ли где-нибудь еще увидишь.
Солнце, садящееся за Шапшал - потрясающее зрелище!
Чтобы сохранить эту красоту для будущих поколений каждый год, весной, оперативная группа заповедника приезжает на озеро для охраны самого крупного нерестилища хариуса в республике Алтай. Озеро и окрестные реки, впадающие в него, своего рода «дальневосточная путина», когда рыба, поднимаясь по впадающим речкам целыми косяками, «кипятит» воду.
Часть1. Добраться до Джулуколя
Каждая заброска опергруппы на озеро – это, в первую очередь, проверка людей и техники.
По дороге на оз. Джулуколь, май 2009г.
Слабым здесь делать нечего. Слабых озеро не любит. Потому-то и проверяют молодых инспекторов именно Джулуколем. Выдержал – будешь работать, нет – тогда извини.
В связи с чем, подготовка к дежурству на озере занимает отдельное место в жизни опергруппы и начинается задолго до запланированного мероприятия. Для нас она начилась еще в начале мая…
Как это было…..
Плановое обучение по служебной подготовке сотрудников опергруппы, проходившее на кордоне
Челюш в начале мая, один из этапов подготовки к дежурству на
оз. Джулуколь.
Помимо проверки готовности транспорта, снаряжения и экипировки, каждый государственный инспектор должен уметь грамотно составлять административные протоколы и служебную документацию,
оказывать первую доврачебную помощь,
Владеть приемами рукопашного боя и обезоруживания нарушителя
Отработка техники бокса.
Обезоруживание нарушителя.
Задерживать нарушителей как в сооружениях, так и на транспорте, в любой обстановке,
Особенно в горно-лесистой местности
Обязательна огневая подготовка, потому что чем профессиональней инспектор владеет служебным оружием, тем реже он его применяет в служебной деятельности.
Для наработки навыков практической и интуитивной стрельбы в опергруппе используют пневматические винтовки, дешево и сердито, а главное эффективно. Забегая вперед, сразу скажу, после таких тренировок ребята на боевых стрельбах из служебного оружия показали более лучший результат, чем в прошлом году.
Важным этапом в подготовке бойцов опергруппы является психологическая подготовка. Умение бороться со стрессом и психологическая устойчивость в экстремальной ситуации - важный показатель в подготовке сотрудника группы. Для этого применяются различные приемы, на обучении мы использовали спарринги.
После пяти минут боя от стресса не остается и следа, настроение прекрасное. Как сказал инспектор опергруппы Василий Князев (наш внештатный инструктор по боксу) «глаза у ребят горели...»
Ну и конечно же физподготовка, куда без нее.
Ведь настоящий спецназовец должен стрелять как ковбой и бегать как его лошадь (поговорка спецназа ГРУ).
Сдача экзамена по физ.подготовке. Тест Купера.
«Иду в поход: два ангела - вперед…» (слова из песни)
Квадроциклы загружены, снаряга упакована, продукты куплены. У всех небольшой мандраж и нервозность. Что там впереди, как перевалы, реки, и доберемся ли мы? Прогноз не радует, зима была очень снежной, снега и воды много.
Подъезжая к границе республик Алтая и Тывы, немного радовались – снега оказалось мало, значит доедем.
Но тут БАЦ!!! Сюрприз. Перевал закрыт.
А ведь это южный склон, значит, с другой стороны перевала снега намного больше. Настроение рухнуло вниз, как и надежды поскорее добраться до озера.
Решили произвести разведку боем. Одели квадроцикл в цепи, взяли лопаты и пошли. Цель – проехать до куда сможем, измерить глубину снежного покрова, проверить возможность прокладки дороги для квадроциклов.
Картина была удручающей
Заброска группы к озеру неминуемо стала обрастать духом приключений, а дальнейшие наши действия в сторону Джулуколя стали попахивать конкретным авантюризмом.
На слабые попытки директора заповедника Игоря Вячеславовича и начальника охраны Петровича отговорить нас от дальнейшей попытки добраться до озера, вернуться и потом попробовать снова, мы отвечали хмурым молчанием. Возвращаться никто не хотел. Столько сил и средств коту под хвост? Ну уж нет! Кто не рискует, тот не рискует, как говорят гусары. Но мы не гусары, мы опергруппа. Элита, раз так ее и эдак. А значит только вперед!
Просчитав все риски и варианты, решили прорываться на квадроциклах. Часть снаряжения решили оставить, чтобы меньше было челночных переездов, погрузили в машины и отправили с богом в Горно-Алтайск.
А потом кидали снег, много снега…
И снова кидали...
Вот они «волкодавы» заповедника, гроза браконьеров. Но сейчас они не «волкодавы», сейчас они дворники, которым поставлена задача копать «отсюда и до обеда».
Через сутки дорога для наших «медвежат» была прокопана.
Снега накидались вволю. И не столько снега, как снежной каши, состоящей из воды. Каждый гребок лопаты весит не менее пуда, добавьте сюда высоту 2600м, палящее солнце, многократно усиленное снегом, и тогда вы, наверное, поймете какой праздник мы устроили для души и тела. Вот где пригодилась физподготовка! Обгорели тогда нещадно, а кто-то и по нескольку раз за день. Не помогали даже горнолыжные очки и балаклавы.
На следующий день решил побриться, и тут же бросил эту затею. Лицо пылало как доменная печь!
И вот наконец переезд!
Если бы инженеры, создавшие эту прекрасную технику, увидели это фото, они бы, наверное, удивились, сколько можно перевести на этих квадриках за раз. Скажу честно – мы тоже удивились!
Вот так вот, один сотрудник на новой базе, другой на старой охраняет, и двое на «квадросах» между базами, как…. челноки, перевозят весь багаж.
Только один дневной переезд с одного места на другое, вымотал наших мотоциклистов так, что к вечеру они еле стаяли на ногах. Для скептиков сразу поясню. Попробуйте загрузить квадроцикл сверх нормы в несколько раз и проехайте стоя по заболоченной, пересеченной местности с десяток километров и «покасогорьте» перевал.
Поужинав, отдохнувшие «мотоциклисты», решили проявить смекалку, и загадочно улыбаясь, умчались на квадрике в сторону перевала.
И привезли оттуда… старую железную кровать.
И тут началось таинство превращения ржавой железяки… как вы думаете во что?
Не угадали? Тогда смотрите дальше…
Не зря говорят: «Лень – двигатель прогресса». Проявив смекалку, парни надеялись перебраться побыстрее до следующего места с наименьшими затратами сил и бензина. Забегу вперед, скажу – это им удалось на все 100 %.
Итак, встречайте, местное изобретение Кулибина оперативной группы – ВИС-1
Почему ВИС-1? Потому что это волокуша, потому что висячая, и изобрел ее Василий Сергеевич – госинспектор опергруппы, модификация первая и, как оказалось, последняя.
Благодаря Васиной смекалке и данной волокуше, сделали мы за день всего две ходки, вместо планируемых четырех.
Перевалив пер. Бугузун, мы преодолели первое, но далеко не последнее препятствие на нашем пути. В республике Тыва, где мы транзитом проезжаем до оз. Джулуколь, нас ожидало множество речек и ручьев, с бурлящими потоками талой снеговой воды.
Волокуша часто ломалась и приходилось чинить её на ходу..
А что вы хотели. Попробуйте сами с помощью гнилой проволоки, найденной на перевале, старой ржавой кровати и какой-то матери смастерить такое чудо инженерной мысли.
Добравшись до очередного препятствия, устроили лагерь.
Знакомьтесь, река Какпак (на дальнем плане), что в переводе с алтайского означает «крышка» – в прямом и переносном смысле подходящее название для данной речки.
Дело в том, что Какпак – абсолютно непредсказуемая река. Сегодня она мелкая, завтра бурлит, как заправская горная речка. Быстрое течение, заиленное каменистое дно, обрывистые, заросшие травой берега, усугубляют общую картину. Брод через речку даже для уазика бывает с элементами экстрима, а иногда и с потерей времени.
2009г. возвращение с оз.Джулуколь. брод через р. Какпак. Застряли на несколько часов.
В этот раз Какпак встретил нас обледенелыми берегами, с толщиной льда до метра, быстрым течением и большой водой. Прождав сутки, в надежде что вода начнет спадать, решили перебираться на тот берег. Потому что вода начала… быстро подниматься. Дорога была каждая минута, никто не хотел здесь торчать неопределенное время, когда до оз. Джулуколь уже рукой подать. Решено. Рискуем …
Прорубив во льду съезд к речке, пускаем первый квадрик
Ура! Переехал.
Если с первым «медведем» проблем не возникло, высокие воздухозаборники, тяжелый вес, то с маленьким «медвежонком» возникали определенные опасения. Маленький, легкий, он мог просто или утонуть, нахлебавшись воды, или уплыть. Волновались все, особенно я, так как честь перегнать квадрик с грузом на тот берег выпала именно мне.
Деваться некуда. Пробуем…
Казалось, что глубину и стремину прошел, осталось чуть-чуть и я в «дамках»…
Но тут меня и моего квадрика ждал сюрприз
Осталось метр до берега доехать… и тут мощным потоком воды квадроцикл разворачивает на девяносто градусов по течению, и он, как подводная лодка, уходящая от преследования эсминцев противника, начинает быстро и уверенно погружаться на дно.
Но, видать вспомнив, что вода — это не его стихия, квадрик резко всплыл и опрокинул меня в воду. Держали мы его втроем двадцать минут, чтобы он не уплыл в романтическое путешествие по Туве в сторону Монголии, пока четвертый инспектор цеплял его за второй квадроцикл, чтобы вытащить из воды.
Хорошо, что сработала защита и квадрик заглох еще в начале погружения, а то хлебнув воды, мы бы с ним хлебнули горя.
Еще раз хотелось бы сказать слова благодарности японским инженерам за качественную технику. Просохнув, «медвежонок» через два часа завелся как ни в чем не бывало и поехал дальше.
Ну вот наконец и озеро Джулуколь! Еще несколько километров и мы дома...
Продолжение следует....