Родство с природой

Современное воздействие общества на природу приводят во многих случаях к неблагоприятным последствиям. Вследствие чего первостепенное значение приобретает популяризация этнокультурного влияния человека на окружающую среду. В этом вопросе важность приобретает изучение природных атрибутов как феномена родства у алтайцев.

Алтайцы, один из тюркоязычных народов Южной Сибири, сформировались в условиях проживания в горно-таежном Алтае, что обусловило характер их отношения к природе. Традиция почитания окружающей среды имеет реальное обоснование, т.к. отдельные природные объекты выступают родовыми хранителями. В основе всей культуры этноса находится представление о принадлежности каждого к определенному сеоку –роду.

Для родовой системы алтайцев характерен тип родственных отношений, называемый карындаш, то есть единоутробный. Он обозначает родственные отношения человека на уровне как общества, так и природы. В обществе карындаш заключает в себе кровнородственные связи в семье и роду. В семейном генеалогическом древе под карындаш подразумевается предок. 

Другой уровень единоутробного родства связан с сеоками.  Об этом мы рассказывали в одной из статей.
(/info/publikatcii/traditcii-zapovednogo-Altaya/seki.aspx).
         
Природные атрибуты в роли карындаш являются феноменом системы родства алтайцев. Их принято осмысливать не как равных, а как старших братьев сакрального мира. В мировоззрении алтайцев человек и общество осознаются в единстве с природой и Вселенной.
Образ родины-Алтая предстает как агаш-таш (дерево-камень, то есть леса-горы), jер-суу (земля-вода, т.е. земля-реки) и ан-куш (звери-птицы). Каждая часть природы Алтая обладает тремя признаками: байлу (почитаемая), ээлÿ (имеющая хозяина), тынду (одушевленная).
Почитанием окружающей среды проникнуто народное мировоззрение в целом, соответственно повседневный контакт человека с природой строго регламентирован. Устоявшиеся нормы общения переносятся по отношению к родовым объектам – горе, дереву, зверю, птице и т.д. В силу этого обстоятельства природный объект выступает в роли коммуниканта, и контакт с ним, как с представителем старшей категории, должен соответствовать этическим нормам, закрепленным традицией. Это сакральное отношение к родовым атрибутам раскрывает своеобразие традиционной системы родства у алтайцев.

//Феномен родства алтайцев (полевой материал), Н.А. Тадина кандидат исторических наук, доцент

Картина Николая Чепокова (Таракая)


Поделиться:
Читайте также:
 
 

Расскажите о нас

Алтайский заповедник Разместите наш баннер