Татьяна Акимова, заместитель директора 
Алтайского заповедника 
по развитию биосферной территории и НИР.

- В середине июля мне удалось впервые побывать  на отдаленном участке Алтайского заповедника в Улаганском районе республике Алтай. За восемь лет работы в Алтайском заповеднике я ни разу не была в юго-восточной его части – в верховьях реки Чулышман. Хотя, когда площадь заповедника составляет почти 900 тыс. гектар, то это совсем неудивительно. 

Задача номер один – добраться до места проведения работ. А это я вам скажу совсем непросто. Алтайский заповедник занимает обширные пространства – почти 10% площади всей республики Алтай. Территория заповедника вытянутая, добраться из одной части в другую непосредственно в его границах невозможно – нет дорог. Конечно, есть конные и пешие тропы, но такой путь займет недели. Поэтому, когда нужно в течение светового дня доехать до места, то приходится делать огромный крюк, но по хорошей трассе.

В путь выдвигаемся рано утром на двух машинах из Горно-Алтайска (где расположен офис заповедника). В числе участников поездки – госинспекторы, которые живут непосредственно в заповеднике (село Яйлю - центральная усадьба).  До места общего «старта» они уже проехали 210 км. Так что отсчёт расстояний открыт.

К моменту утреннего отъезда автомобили уже полностью готовы, заправлены, в них аккуратно уложен весь хабар, у каждого автомобиля по прицепу с квадроциклами – транспорт который будет нас «везти» в горах. Счёт трудового обеспечения поездки открылся как минимум за два дня, это закупка продуктов, бензина, проверка снаряжения, и раскладка по автомобилям. 

Почему я так подробно на этом останавливаюсь? Обратная сторона любой поездки в горы в виде долгих сборов и подготовки известна далеко не всем. Кажется что такого – кинул спальник и рюкзак в машину и сиди наслаждайся видами из окна. А виды у нас на Алтае и вправду - супер!

 

 

 

 

 

 

 

Проехали мы, любуясь на смену пейзажей, аж до высокогорной Чуйской степи, что в Кош-Агачском районе около 470 километров.


 

Выгрузили из прицепов квадроциклы, в них уложили весь хабар. Это уже сложнее, пространства в квадроцикле не так уж много – дорог каждый сантиметр. Тут важен опыт – чтобы не взять лишнее и не забыть необходимое. Чтобы четче представить «радость» процесса загрузки-выгрузки взглянем, к примеру, на канистру с горючим. Ее подняли в автомобиль загрузили и выгрузили не менее 6 раз пока она «доехала» до места.

 

Здесь же меняем городскую одежду на «высокогорную» - ехать по пыльным дорогам в сопровождении холодного ветра предстоит порядка 90 км. Разнообразие в окружающие нас кош-агачские просторы вносили тучи паутов-кровопийц, которые обрадовались свежатинке. Но как только мы двинулись на квадроциклах, паутов сдуло как ветром, точнее ветром их и сдуло. Крайний пост в соцсетях и сообщения домой. Дальше мобильной связи не будет. Только рация и спутниковый телефон для экстренной связи.

Езда на квадроциклах это весело, говорили они. Если не закрыл лицо балаклавой или баффом – будет полный рот насекомых, заодно и пообедаешь. 

 

Самое неприятное, что может произойти в ходе поездки на квадроцикле это дождь. Поэтому вся кладь упаковывается в непромокаемую тару и одежда тоже должна быть соответствующая. Примерно на середине пути погода резко испортилась, и на подходах к границе заповедника нас окропило холодным дождиком, в сочетании с не менее холодным ветром. С короткими остановками мы добрались до места примерно за четыре с половиной часа. 
 
 
Успели засветло, это радовало. Итого в дороге: 7,5 часов на автомобиле, 4,5 часов на квадроцикле. За это время набор высоты составил 1994 м. От 270 м (Горно-Алтайск) до 2264 (долина реки Богояш).

 


Кстати, о том что на высоте свыше две тысячи метров мой организм уже давно отвык нормально жить и работать он мне не замедлил сообщить следующим же утром. А вот, нечего по «нижним» районам шастать. Особо уделять время адаптации к высоте было некогда – нужно работать. 

 


Главной моей задачей было максимально осмотреть местность на предмет наличия памятников культурно-исторического наследия, как археологических, так и этнографических. Археологические объекты «на подходах» к границе заповеднике мне уже частично были известны по итогам работы прежних лет. В (страшно представить) 2002 году обследовали линию проектируемой автодороги на Туву в замечательной компании с В.И. Соёнов и С.В. Трифанова. Кому интересно – почитайте статейку по итогам.

 


А вот в долине реки Богояш нога археолога не ступала. Во всяком случае, обнаружить архивных подтверждений этому не удалось. Тем интереснее. 
 
Обойти пешком эти колоссальные расстояния не представлялось возможным. Особенно когда после пройденных десяти метров уже слегка задыхаешься. Вот тут ежедневное патрулирование опергруппой бассейна реки Богояш было очень кстати.  Обычно совмещать разные задачи в одной команде непросто, но, кажется, у нас получилось.

 


Здесь, в высокогорье самое начало лета. Всё цветёт. Постоянно отвлекаешься на фотографирование растений. Но суровый климат ощущается даже в разгар календарного лета. Переносная метеостанция зафиксировала заметные перепады температуры воздуха от +24,2 днем до +0,2 ночью.

 

 

 
Погода тоже была обычная для высокогорья: солнце вышло – нос обгорел, через полчаса пошел дождь – уже соплями швыркаешь. А на вершинах гор и вовсе снег. 

При всей суровости здешнего климата, в древности, как и в недавнем прошлом, вплоть до создания в 1932 году Алтайского заповедника, эта  территория была вполне себе обитаема. Об этом свидетельствуют археологические памятники разных эпох, которые мне удалось обнаружить.

 

 

 
 

 

 

 

Выявленные объекты войдут в составляемую в данный момент карту культурно-исторических памятников территории Алтайского заповедника. Мне, как историку радостно видеть, что в последнее время все чаще стали говорить о роли заповедников в сохранении культурно-исторического наследия. 

 


Тут я все о своих впечатлениях, а опергруппа между тем тоже сложа руки не сидела, задержали две группы нарушителей, которые заехали на территорию предположительно с целью рыбалки. 

 


В связи с растущим потоком туристов на Алтай повышается спрос на местные продукты. За одну рыбку хариуса, гости готовы платить баснословные по местным меркам деньги. А хариуса на Алтае не так уж много, на всех точно не хватит. Что останется следующим поколениям – большой вопрос…

В ходе поездок по территории повезло увидеть разное зверьё – маралов, росомах, разных птиц ну и более обычных сурков и сусликов.
 

 

 

Движение в обратную дорогу происходило по той же схеме с теми же расстояниями и перепадами высот. 

 

 
 
 

 

*люди хронически болеющие "полем", не желающие лечиться.



Поделиться:
Читайте также:
 
 

Расскажите о нас

Алтайский заповедник Разместите наш баннер